Раздражители 2015 года

Раздражители 2015 года

Капремонт

В 2015 году квитанции за капитальный ремонт начали приходить жителям города и области и вызвали шквал возмущения. Многие горожане до сих пор отказываются оплачивать капитальный ремонт, считая, что не доживут до того времени, когда он будет сделан, а деньги просто разворуют.

В настоящий момент в Челябинской области тарифы за капремонт рассчитываются исходя из норматива 6 рублей 40 копеек за квадратный метр. Для сравнения, в Санкт Петербурге жители платят в среднем 2 рубля 70 копеек за квадратный метр.

Валютная ипотека

Еще одним раздражающим фактором стала валютная ипотека, которую люди, желающие иметь собственное жилье, взяли при стабильном валютном курсе, и в 2015 году оказались в ситуации все возрастающих выплат в связи с резким падением рубля. В течение всего года велись разговоры о путях решения проблем с валютной ипотекой, однако, на настоящий момент никакой определенности в этом направлении нет.

Обледеневшие тротуары

Если валютная ипотека затронула относительно небольшое число горожан, то жалобы на не чищеные улицы приобрели в этом году массовый характер. Проблемы с очисткой улиц от снега и льда нынешняя городская администрация унаследовала от предыдущей, и оказалась столь же бессильна что либо изменить. По мнению многих жителей Челябинска ситуация даже ухудшилась - чистить перестали не только тротуары в районах города (их не чистили и раньше и все привыкли), но и центр, почти полностью покрытый непроходимой ледяной коркой.

Инфляция

Столь же массовое раздражение у челябинцев вызвал рост инфляции, приведший не только к сокращению реальных доходов населения, но и к массовому закрытию магазинов, потерявших конкурентоспособность в связи с резким повышением цен.

Только в центре города закрылись магазины Adidas, New Yorker, Mango, Esprit, OVS и River Island. Перестали работать ресторан «Белый Трюфель», кафе «Wall Street», что ближе к улице Труда, сеть ресторанов быстрого питания Burger Club, ресторан «Посиделки», дэнс-бар «Sorry, мама!», ресторан «Donald», ресторан «Малибу» (закрыт на реконструкцию), кафе-кондитерская «Синнабон», ресторан-клуб-караоке «Marka», ресторан «Oscar», бар «Ранчо Дикий Гаур», бар «Las Vegas», кафе-пиццерия Mix Pizza (улица Коммуны) и многие другие.

Шум от самолетов

Летающие в небе над Челябинском военные самолеты СУ-24 стали одним из самых сильных нефинансовых раздражителей 2015 года. Гул от самолетов, проносящихся над городом и днем и ночью, настолько рассердил горожан, что в Челябинске появились активисты, собирающие подписи под жалобой в адрес президента Путина с просьбой запретить полеты военных над городом.

Ранее Верховный суд разрешил полеты Су-24 при условии соблюдения санитарных норм, однако горожан это решение не устроило. Жители Челябинска также продолжают опасаться аварий бомбардировщиков, тем более что случаи крушения военных самолетов в Челябинской области уже были.

Смог

Помимо военных самолетов, челябинцы в этом году жаловались на удушающий смог, постоянно нависающий над городом. Передвижная лаборатория МУП «ГорЭкоЦентр» в начале марта проводила наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон ЧЭМК и ЧМК. В результате наблюдений были выявлено превышение допустимых норм содержания вредных веществ в воздухе.

Наибольшую опасность среди этих веществ представляют фенол, диоксид серы и диоксид азота. При вдыхании они вызывают нарушение функций нервной системы, раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу, вызывая аллергию, насморк, кашель, сильное першение в горле, а в больших концентрациях могут привести к отеку легких.

Источник челябинского смога так и не был установлен, в качестве основных версий рассматривались: Коркинский разрез, предприятия города, а также выхлопные газы автотранспорта.

Челябинский художник Альберт Растяпин даже написал картину «Я хочу дышать!», посвященную челябинскому смогу. Выполненное в плакатной технике полотно, по словам автора, является формой художественного протеста против загрязнения воздуха областного центра.

ГОК

Однако наибольшую угрозу для окружающей среды, по мнению челябинцев, представляет Томинский ГОК, строить который планирует Русская Медная Компания. В 2015 году в Челябинске проходили массовые акции протеста против планов строительства горно-обогатительного комбината. Против строительства высказываются не только простые горожане, но и специалисты. Например, доктор технических наук Сергей Денисов на вопрос что произойдет в случае начала работы Томинского ГОКа, заявляет, что получится Карабаш, умноженный в 10 раз.

Эксперты отмечают, что если ГОК будет построен, единственный источник питьевой воды для Челябинска и окрестностей - Шершневское водохранилище - может оказаться под угрозой уничтожения. Кроме того, над Челябинском в прямом смысле слова нависнет угроза завала отходами из так называемого хвостохранилища, которое планируется построить в ходе реализации проекта РМК.

Представители РМК опасность ГОКа отрицают и продолжают говорить про экономическую обоснованность строительства и появление новых рабочих мест, чем вызывают еще большее раздражение у горожан и экологов.

Общественный транспорт

Впрочем, проблема загрязнения вызывала у челябинцев в этом году неприятные ощущения и на бытовом уровне. Среди главных раздражителей в уходящем году также фигурирует грязный общественный транспорт, водители не говорящие на русском языке, маршрутки высаживающие пассажиров на проезжую часть и паркующиеся между движущимися автобусами и троллейбусами. Все вышеперечисленное на фоне повышения платы за проезд до 20 рублей.

Пробки

Решить проблему пробок власти региона пытаются с 2011 года, последовательно расширяя дорожное полотно, которое только в Челябинске уже съело не только многие тротуары и клумбы, но и, например, пространство подземных переходов в центре города, однако пробок меньше не стало. Автомобили и общественный транспорт проводят в пробках до половины времени пути, главными проблемами пробок эксперты называют неграмотно выстроенную дорожную сеть, несинхронные светофоры, плохо регулируемые перекрестки и системный кризис общественного транспорта.

7 декабря Челябинск поставил рекорд по пробкам - транспорт на автодороге «Меридиан» стоял четыре часа. Раньше информация о таких дорожных заторах приходила только из столицы, где ради проезда чиновников перекрывается центр Москвы, теперь столичные пробки стали доступны и на Южном Урале.

Безработица

Проблема поиска работы (особенно квалифицированной) стала в 2015 году одним из главных раздражающих факторов, как в Челябинской области, так и в России в целом.

По данным Челябинскстата официально зарегистрированных безработных по данным на конец ноября 2015 (более полные данные появятся только в январе 2016) в области было 31400 человек или 1,7% экономически активного населения. При этом по экспертным оценкам реальное число безработных в области сейчас составляет свыше 130000 человек (в начале 2015 было 124000).

Ряд предприятий перевел своих сотрудников на неполный рабочий день (по разным оценкам от 15000 до 20000 человек), работники многих предприятий в 2015 году отправлялись в неоплачиваемые отпуска.

По данным мониторинга 283 организации заявили о предстоящих в декабре 2015 года - феврале 2016 года увольнениях 4300 работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности.

Автомобили во дворах

На дворы, напоминающие парковку возле «Ашана» челябинцы весь год жаловались в социальных сетях. Особенно досталось автовладельцам от служб доставки челябинских магазинов, которые иначе как «кретинами, паркующимися на газонах» владельцев авто не называют.

К ним присоединяются врачи, которые оказываясь в челябинских дворах, не могут донести пациентов до кареты скорой помощи: «Подъехали, к подъезду не подобраться, все заставлено. Это надо еще извернуться и вынести 60-летнюю бабушку на носилках над понаставленными тачками», - пишет один из медицинских работников, выезжавший на вызов в Калининском районе.

Поборы в школах и детсадах

Проблема поборов в школах и детских садах фактически существует с момента перехода России к рыночной экономике, однако формы поборов и их размер все время видоизменяются, а в кризисных условиях зачастую становятся невыносимыми. В 2015 году проблема поборов настолько усугубилась, что вопрос был поднят на уровне профильных министерств и губернатора области. Глава Минобрнауки региона Александр Кузнецов на заседании в правительстве области в конце сентября рассказал об усилении контроля над потенциально коррупционными процедурами - например, над постановкой детей на очередь в детские сады. Теперь эта услуга предоставляется в электронном виде.

Господин Кузнецов также отметил, что в адрес Минобра продолжают поступать жалобы родителей на поборы в школах. Всем, кто сталкивается с требованиями сдать деньги «на шторы» или «на ремонт класса» в министерстве образования и науки Челябинской области советуют обращаться на «прямую линию» по телефону (351) 263-28-35. Звонки от граждан принимают по понедельникам с 10.00 до 11.00.

Невыплата зарплаты

Долги по зарплате весь год оставались одной из самых острых тем, волновавших жителей Челябинска и области. Число компаний должников росло ускоренными темпами, а в целом ситуация по ряду отраслей стала напоминать 90-ые годы, когда задержка зарплаты на полгода была обыденностью.

В уходящем году из-за невыплаты зарплаты объявляли голодовку сотрудники копейского горводоканала, в прокуратуру обращались работники завода «Полет», где долги по зарплате составили более 44 миллионов рублей, а, например, на кусинском заводе «Ажур», производящем чугунные отливки, работникам предложили взять долг «натурой».

МРОТ

Размер минимальной заработной платы также вызывал раздражение челябинцев в уходящем году. Сейчас МРОТ составляет 5967 рублей. А с 1 января 2016 увеличится до 6204 рублей.

Закон о повышении МРОТ на 237 рублей подписал 15 декабря президент России Владимир Путин. В то же время прожиточный минимум в Челябинской области в среднем на человека составляет в третьем квартале 2015 года - 9349 рублей, для работающих - 10002 рубля, для пенсионеров - 7706 рублей. Раздражение горожан размером МРОТ очевидно - он существенно ниже всех указанных прожиточных минимумов.

Нормы ГТО

Еще одна государственная инициатива, не нашедшая народной поддержки - нормы ГТО. Напомним, что закон о возрождении в стране комплекса ГТО был подписан Владимиром Путиным. На данную программу в федеральном бюджете было заложено более миллиарда рублей.

Тем не менее, более половины опрошенных ВЦИОМ заявили о нежелании выполнять нормы ГТО, во всероссийском опросе желающих сдавать спортивные нормативы оказалось 45%.

VK31226318