Ямы на дорогах стали для южноуральских автомобилистов экстремальным аттракционом
Тающий вдоль обочин снег превратился на дорогах области в грязные лужи, которые то и дело проникают в нижний слой асфальтового покрытия, разрушая поверхность полотна. Образовавшиеся ямы стали для южноуральских автомобилистов экстремальным аттракционом.
Последствия зимы
Утром 31 марта челябинец Виталий Пшенный, как обычно, повез пятилетнего сына в детский сад. Внезапно мужчина почувствовал, что правое переднее колесо машины буквально проваливается сквозь землю. Оказалось, асфальт раскрошился от воды. Переднее колесо полностью погрузилось под покрытие, оставив левую часть машины висеть в воздухе.
- Ездим этой дорогой часто, дорога плохая, ямочная. Если бы двигались с более высокой скоростью, могли бы серьезно пострадать, - отмечает Виталий Пшенный.
В результате ДТП деформировался бампер автомобиля. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД и администрации лишь развели руками, предложив водителю оформить заявление на компенсацию ущерба. Кстати, вытащить застрявшее колесо удалось только с помощью эвакуатора.
Днем ранее в Миассе из-за подмыва водами образовалась яма размером с легковой автомобиль и глубиной в три метра. На место ЧП выехали сотрудники «Водоканала» и представители администрации миасского городского округа. Специалисты подтвердили, что никаких сбоев в работе системы канализации обнаружено не было, соответственно, дорогу подмыли грунтовые воды.
- Пока мы придерживаемся версии, что почву размыл родник, так как система ливневой канализации располагалась значительно глубже, - отметил первый заместитель главы Миасского городского округа Александр Качев. - Ремонт дороги будет организован только после того, как появятся официальная версия причины обвала.
В начале марта жители Новосинеглазово самостоятельно отремонтировали дорогу на выезде из поселка у железнодорожного переезда. Они организовали группу в социальной сети, в которой собрались единомышленники-автомобилисты. Вечером люди вооружились инструментами и материалами и засыпали ямы проезжей части. Естественно, самостоятельно отремонтированная дорога вновь вышла из строя, однако новосинеглазовцы и в этот раз не дождались реакции властей. 26 марта жители поселка вновь встретились у железнодорожных путей.
- С момента ремонта прошло две недели, администрация так ничего и не предприняла. Пути снова размыты, по утрам и вечерам образуются огромные пробки, - сетует один из местных жителей.
И люди вновь засыпали дорогу самостоятельно. Им помогли менеджеры Ухановского карьера, предоставив 800 килограммов щебня. Только после второй попытки жителей поселка достучаться до властей глава Челябинска Евгений Тефтелев поручил главе Советского района Михаилу Буренкову оперативно отреагировать на требования новосинеглазовцев.
- Это, конечно, беспрецедентная ситуация, когда люди сами берутся за лопаты. Мы примем все необходимые решения по урегулированию проблемы, - отметил Евгений Тефтелев.
Ремонт в долг
По данным за 2015 год, в Челябинске было выделено на строительство и реконструкцию дорожных покрытий порядка двух миллиардов рублей. На сегодняшний день администрация города имеет долговые обязательства перед подрядчиками, что мешает организовать следующий ремонт дорожного полотна, который обойдется примерно в такую же сумму.
- За прошедший год в Челябинске отремонтированы дороги в Чурилово, по улицам Зальцмана и Тепличной, полностью реконструировано покрытие в нескольких парках и скверах и возле памятников города - в саду Победы, у монумента Скорбящие матери и других, - отметил заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников.
Срок службы отремонтированной городской дороги составляет три года, по истечении этого периода необходимо организовывать реконструкцию. А в капитальном ремонте дорога нуждается примерно через восемь лет эксплуатации. Однако администрация города не скрывает, что сроки нарушаются в связи с недостаточным финансированием.
Будет ли подрядчик?
С апреля 2016 года компания «Южуралмост» должна была приступить к своим обязанностям по обслуживанию и ремонту дорог, магистралей и мостов области. Подрядчик выиграл аукцион, получив контракт на 13,4 миллиарда рублей, в рамках контракта фигурировали 400 объектов, нуждающихся в обслуживании. Однако экспертная комиссия Федеральной антимонопольной службы отменила результаты аукциона. В ходе проверки выяснилось, что требования, которые выдвигает к исполнителю Миндортранс, завышены. По мнению экспертов, контракт на такую большую сумму необходимо «раздробить».
- Один подрядчик не справится с вверенным им количеством объектов, ремонт может затянуться, что неизбежно приведет к негодованию южноуральцев. Сумма контракта приличная, это противоречит здоровой конкуренции, - отметил руководитель комитета по промышленной политике и вице-председатель совета ЧРО «Опора России» Денис Константинов.
Теперь Министерству дорожного хозяйства и транспорта России предстоит устранить нарушения и заново провести аукцион. В противном случае область останется без подрядчика и, соответственно, без шанса восстановить искореженное дорожное покрытие.
Инновационные технологии
Разработанное учеными специальное волокнистое полотно, которое кладется непосредственно под верхний уровень асфальтобетонного покрытия, поможет сберечь дороги от последствий таяния снега.
- Эта разработка уже запатентована, а также получила сертификацию в США. В 2008 году было проведено экспериментальное покрытие с использованием такого волокна в Уфе. Результаты оправдали ожидания, за несколько лет наблюдений было отмечено, что асфальт не портится, - комментирует директор департамента исследований и разработок ООО «Си Айрланд» Алексей Савельев.
Отметим, что эксперименты по использованию инновационного щебеночно-мастичного асфальтобетона проведены в Башкортостане и Свердловской области. Там также было замечено, что по истечении первого года эксплуатации такой дороги в ней не появилось трещин и колейности.
- Главный враг дороги - это вода. Дело даже не столько в не качестве используемых материалов, сколько в экологической обстановке в стране. Снежная зима и последующее таяние снега неизбежно портят дорожное покрытие, вода проникает через верхний слой асфальта и разрушает его изнутри. Жаркое солнце летом тоже деформирует дорогу. Это беда не только Челябинской области, но и всей России. Поэтому внедрение новых технологий крайне необходимо, - заметил почетный дорожник Челябинской области, заслуженный строитель России Александр Мамонтов.
Власти региона обещают южноуральцам разработать план экспериментальных площадок по апробации новой методики покрытия.