Кирилл Серебренников – режиссер, обыски у которого больше похожи на борьбу с оппозицией, а не коррупцией
Обыски прошли в минувший вторник, вызвали массу разнообразных откликов. «Да дураки!» - если верить «Коммерсанту», так отреагировал на вопрос об этих обысках президент Владимир Путин. Фраза прозвучала в Кремле, где народный артист России Евгений Миронов, которому Путин вручал орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, попросил президента отреагировать на случившееся и передал ему письмо деятелей культуры в защиту Серебренникова.
Надо полагать, то самое письмо, текст которого в день обысков у входа в Гоголь-центр зачитала народная артистка России Чулпан Хаматова. Особо непримиримые «борцы с кровавой хунтой» уже попеняли ей и другим подписавшим это обращение (среди них Марк Захаров, Алла Демидова, Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская…) на фразу «…надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо, без излишней жестокости…». Мол, что это за интонация просителей, построже надо с властью. Но, как видно, в таких ситуациях срабатывают что-то вроде генетической памяти и желание, прежде всего, защитить, уберечь от беды и насилия.
Как выяснилось (не сразу), обыски проходили в рамках возбужденного Следственным комитетом РФ уголовного дела о хищении в особо крупных размерах (в разных источниках фигурируют суммы от одного до двухсот миллионов рублей). Хищения эти, по версии следствия, не имеют никакого отношения к Гоголь-центру, а случились в 2011-2014 годах и связаны с деятельностью АНО «Седьмая студия» (структура, созданная Кириллом Серебренниковым на основе своего курса в Школе-студии МХАТ), осуществлявшей проект «Платформа» в столичном Центре современного искусства «Винзавод».
Вот на этот-то проект минкульт России и выделил в общей сложности больше двухсот миллионов рублей. Курировала эту деятельность бывший руководитель департамента государственной поддержки искусства российского минкульта, ныне работающая директором Российского академического молодежного театра, Софья Апфельбаум (у нее репутация одного из самых компетентных и порядочных российских чиновников в сфере культуры). В минувший вторник и в ее квартире и на рабочем месте прошли обыски.
В итоге выяснилось, что Серебренников и Апфельбаум в этом деле фигурируют как свидетели, а вот бывшему директору «Седьмой студии» (ныне он работает директором Театра имени Федора Волкова в Ярославле) Юрию Итину и бывшему главбуху «Седьмой студии» Нине Масляевой предъявлено обвинение, они задержаны.
Было ли хищение и кто виноват, решат не постояльцы социальных сетей, а суд, если до него дойдет дело, конечно. Деятельность «Платформы» была громкой и продуктивной, там реализовано множество заметных творческих проектов (в том числе, к примеру, спектакль «Седьмой студии» «Отморозки» по повести Захара Прилепина «Санькя» в режиссуре Кирилла Серебренникова, получивший «Золотую маску»), воспитано целое новое поколение молодых режиссеров, художников, композиторов, продюсеров. Именно они, пожалуй, громче всего возмущаются случившимся в минувший вторник. Но не только они.
«Художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен», - это слова великого русского танцовщика Михаила Барышникова, прозвучавшие из Нью-Йорка.
«Это - попытка запугать художника с отчетливо выраженной общественной позицией, непримиримого противника цензуры», - это из заявления, подписанного 95 членами ассоциации «Свободное Слово» (в их числе Людмила Улицкая, Мариэтта Чудакова, Виктор Шендерович…). Говорят, что Серебренникова выдавливают из страны, склоняют к эмиграции (подписка о невыезде с него не взята), «публично-погромной акцией» (цитата из того же заявления «Свободного Слова») хотят запугать других российских деятелей искусства, стоящих в оппозиции к власти.
Но кто-то (к примеру, публицист Олег Кашин) напоминает, что вопрос с оппозиционностью Серебренникова не так уж прост. В совсем недавние времена говорили, скорее, о его слишком тесной дружбе с иными представителями высшей власти, к примеру, с Владиславом Сурковым.
Именно Серебренников поставил в Театре-студии Олега Табакова спектакль по книге «Околоноля», авторство которой многие приписывали как раз Суркову. Да и сотни миллионов даже на самые креативные проекты без поддержки власти из госсредств не выделяют. «Много лет Кирилл Серебренников вглядывался во власть и в ее людей, а в какой-то момент, как и положено, власть начала вглядываться в него», - пишет Олег Кашин. Серебренников как жертва грызни в высших эшелонах российской власти - одна из множества конспирологических версий, озвученных в эти дни в связи со случившимся. Борцы с либералами и квасные ревнители традиций особых версий не выдвигают, просто злорадствуют, а то и ликуют.
Никто не знает всей правды. Всей, скорее всего, и никогда не узнает. Но то, что история, начавшаяся с обыска на Пречистенке, будет иметь продолжение и подарит еще немало новых сюжетов, не вызывает сомнений. Следите за событиями. А в Челябинске, тем временем, 31 мая, в среду, в 19.00, в зрительном зале комплекса «Киномакс-Родник» покажут запись балета Большого театра «Герой нашего времени», режиссер которого как раз Кирилл Серебренников. Показ не специальный, плановый, просто так сошлось.