Николай Сандаков больше не арестант
Суд отказался продлевать арест отставного вип-чиновника Челябинской области. Николай Сандаков, некогда числившийся чуть ли не правой рукой губернатора Юревича, вот уже два года пребывает в статусе обвиняемого и подсудимого – его подозревают в совершении мошеннических действий, подстрекательстве к хакерству и получении взятки. Год он провел в СИЗО, еще год – под домашним арестом с «маячком» на лодыжке. И вот он снова почти вольный человек, даже сотовым пользоваться можно. «Впереди еще очень много судебных заседаний, но психологически это очень важная победа» - такую запись оставил Николай Дмитриевич на своей странице в Фейсбуке.
— Николай Сандаков приехал к зданию ГУФСИН, где с него сняли браслет слежения, — пояснил адвокат Сандакова Сергей Колосовский, комментируя это знаменательное событие. А сын его подзащитного Никита чуть позже написал в социальных сетях, что в этот день впервые за долгое время сходил с папой в кино.
Стоит напомнить, как разворачивалось правовое преследование почти всемогущего «серого кардинала» областной администрации, арестованного ровно два года назад. Советский суд Челябинска с осени прошлого года рассматривает дело Николая Сандакова о мошенничестве. Как полагает следствие, он за плату в полтора миллиона рублей пообещал содействовать назначению на должность мэра Магнитогорска главы администрации Озерска Евгения Тарасова. В рамках уголовного дела Николай Сандаков был отпущен из-под стражи под залог в десять миллионов рублей. Однако после этого его задержали уже по второму уголовному делу (взятка) и поместили под домашний арест.
По версии следствия, в 2013–2014 годах Николай Сандаков получил взятку в виде «незаконного безвозмездного оказания услуг» на сумму 1,96 миллионов рублей по охране своего дома и установке систем видеонаблюдения от директора ЧОП «Питон» Игоря Калугина. Следствие полагает, что взамен Николай Сандаков способствовал заключению госконтракта на охрану губернатора Челябинской области на условиях, выгодных для ЧОПа.
Кстати, следователи также обвиняют Сандакова и в подстрекательстве к противозаконному взлому чужой электронной почты – якобы таким образом вывший вице-губернатор пытался получить доступ к конфиденциальной информации своих политических оппонентов. Как полагают юристы, скорее всего, дела о мошенничестве и взятке будут объединены в одно.
Сам Николай Дмитриевич виновным себя категорически не признает, обвинения в свой адрес отрицает, дело называет «сфабрикованным». Более того – временами он даже переходит в наступление. Совсем недавно его защитой было распространено открытое письмо, в котором бывший чиновник жестко критикует сложившуюся в Челябинской области политическую обстановку.
Упоминая о том, что правоохранители оказывают на него постоянное психологическое давление, Сандаков открытым текстом обвиняет южноуральских силовиков в создании в регионе почти мафиозной системы «покровительства» местному бизнесу. А свое преследование он объясняет тем, что с 2010 года работал в команде Михаила Юревича, был сначала его помощником, потом стал первым замом и, по сути, курировал всю внутреннюю политику областной администрации. Когда вокруг Юревича начали сгущаться тучи, правоохранительным органам понадобилась, что называется, информация из первых рук.
- Никакой защиты прав человека, особенно людей, привлеченных к уголовной ответственности, в Челябинской области нет. В чем худших условиях психологически он находится, тем легче с ним "работать". Одним из поводов к моему задержанию и последующему аресту была попытка оказать давление на бывшего губернатора, членом команды которого я являлся. Как я могу относиться к обвинению Юревича? Я совершенно точно знаю, что это абсурд, - сказал Николай Сандаков в одном из комментариев.
Любопытно, что известие о неожиданном освобождении бывшего вице-губернатора из-под ареста почти совпало по времени с новостью о возбуждении против Михаила Юревича уголовного дела и обысках в его доме. Значит ли это, что следователи все-таки получили от Сандакова нужные им сведения? Задать этот вопрос самому Николаю Дмитриевичу не удалось, несмотря на полученную им относительную свободу - его мобильник оказался вне зоны связи. Однако кое-какие выводы можно сделать из интервью, которые успел дать недавний сиделец за последние пару дней. «Своего бывшего шефа я не предавал», - утверждает Сандаков.
- Я много чем обязан Юревичу, всегда буду благодарен, буду поздравлять его с днем рождения, помогать. Я всегда честно выполнял свою работу, но при этом уважал Юревича, - ответил подсудимый на вопрос корреспондента агентства Ура.ру.
Сейчас трудно предположить, как будет складываться обстановка вокруг Николая Сандакова завтра, через месяц, через полгода. Все зависит от множества факторов: от политического расклада внутри Челябинской области до веяний в администрации президента. Но, несмотря на неопределенность, вчерашний арестант держится бодрячком. По крайней мере, такой вывод можно сделать, читая в интернете блиц-беседы с ним. Может, этот оптимизм объясняется близостью 1 апреля, всемирного Дня смеха? Ведь, как ни крути, а Сандаков - уроженец того самого Камызяка, который дал КВНу знаменитую неунывающую «Сборную Камызяцкого края».
Сейчас Николай Сандаков ждет решения суда о мере пресечения его свободы на период вплоть до объявления приговора. Внутренне он готов к тому, что суд встанет на сторону обвинения, опасающегося его побега. Но сам на эти опасения отвечает коротко: «Да никуда я не денусь».