Творцы, агрессоры, активисты
Американские исследователи Интернета Дж. Палфри и У. Гассер описали «детей цифровой эпохи».
Для многих взрослых людей Интернет все еще является пугающей и загадочной субстаницей. Именно поэтому время от времени возникают идеи что-то запретить, ограничить или хотя бы упорядочить. А между тем наблюдатели говорят о появлении нового поколения, для которого мировая паутина является естественной средой обитания. «Дети цифровой эры» - так называется книга, только что переведенная на русский, написанная двумя серьезными американскими исследователями.
Джон Палфри - профессор Гарвардской школы права, научный руководитель Беркмановского центра по изучению Интернета и общества, Урс Гассер - исполнительный директор этого же центра. Есть соблазн назвать их труд первым, где фиксируется то, как изменили мир и сознание людей компьютерные технологии и Интернет. И, возможно, это будет правдой.
Однако в обсуждении данной темы важна своевременность. Каждые полгода в цифровом мире случается столько событий, что сам этот мир меняется, а с ними меняются и люди, которые, в свою очередь, меняют реальный мир. Авторы определяют тех, кто составляет «поколение цифры», так: «родившиеся в цифровую эру (после 1980 года), имеющие доступ к цифровым технологиям и обладающие хорошими навыками работы на компьютере». Но смею предположить, что люди, родившиеся на десять лет позже, уже будут как-то отличаться от первых «детей цифры».
Честно говоря, был готов увидеть в этой книге больше психологии или красочной футурологии. Здесь есть где развернуться. И, в общем, в книге упоминается о феномене интернет-зависимости, о несчастных геймерах, скончавшихся после 80 часов непрерывной игры или о кибер-преступниках, грабящих банки. Но авторы оказались большими занудами. Они безо всякого задора разложили тему «Интернет в нашей жизни» по полочкам-главам: «Идентичность», «Конфиденциальность», «Безопасность», «Творцы», «Пираты», «Информационная перегрузка», «Агрессоры», «Активисты» и т.д.
Возможно, так и нужно делать, если хочешь рассказать о нынешних детях их родителям, педагогам или политикам. Там, где старшим видится опасность или злой умысел, на деле может быть совсем иное. Палфри и Гассер отмечают, что «дети цифры» плохо понимают, к примеру, что такое авторское право и почему они могут стать преступниками, скачав из Сети какую-нибудь песню. Это сегодня. Однако неизвестно, кто в исторической перспективе окажется прав - адвокаты звукозаписывающих компаний или пользователи Интернета, которые уже де-факто отменили авторское право. Обилие информации ставит перед взрослыми проблему: дети «не умеют самостоятельно оценивать качество информации». И здесь же мы видим пример того, как юный пользователь Сети сам придумывает свой персональный способ отбора информации исключительно «под себя».
Таких парадоксов множество. Думаю, главная интрига и состоит в следующем забавном противоречии. С одной стороны, «взрослые должны помочь своим детям сделать правильный выбор». С другой, дети «могли бы научить нас столь же многому, сколь и мы их».
И дети учат. Авторы приводят в пример оранжевую революцию на Украине и президентские выборы в США, где победили как раз те, кто умел работать с Интернетом. К моменту написания книги Палфри и Гассер не могли знать о том, что случится очень скоро в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии. И, думается, это самое лучшее доказательство того, что «дети цифровой эры» - это серьезно.
Джон Палфри, Урс Гассер. «Дети цифровой эры», Москва, «Эксмо», 2011.
Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве