Житейские истории Бориса Миронова

Житейские истории Бориса Миронова

То, что обычным людям кажется скучной обыденностью, для писателя - настоящее чудо жизни.

Если не ошибаюсь, Борису Миронову в этом году - 75. Он - писатель, причем самый что ни на есть настоящий, без натяжек. Просто об этом мало кто знает. И я очень рад, что могу вовремя сообщить об этом читателям и, скажем, культурному начальству.

Дело в том, что Миронов не является членом Союза писателей, да и пишет всю жизнь, что называется, больше для себя, не рассчитывая на лавры и титулы. Живет в Миассе, долгое время работал инженером на секретном заводе. Может, режимные производства воспитывали в человеке особый тип скромности, который не давал возможности заявить о себе? Впрочем, думаю, Миронову свойствен тот тип интеллигентности, который сложился как раз на Южном Урале, среди технарей, в ту пору, когда ракеты не падали…

Два года назад Борис Миронов издал небольшую книжку за свой счет «Отколь гроза, оттоль и вёдро» с подзаголовком «Житейские истории». Потом оказалось, что у него в столе лежит рукопись воспоминаний. Первая их часть, своеобразная повесть - о деревне на Псковщине, где он ребенком жил в оккупации, под немцем. Вторая часть мемуаров охватывает юность и зрелось и адресована внукам. Рукопись попала в редакцию альманаха «История людей», с восторгом была принята, и теперь эти интереснейшие записи можно найти в библиотеках области.

В сущности, Борис Миронов пишет один большой текст, состоящий из тех самых «житейских историй», коих огромное количество хранит память писателя. Причем не только собственно сюжеты - читая текст, кажется, что он пропитан воздухом того времени, людским здравомыслием и абсурдом действительности. Погружение происходит моментально. И только потом, анализируя, понимаешь, как все сделано-соткано - вот это и есть писательская магия.

Миронов обладает завидной ясностью ума. В его мемуарах нет ничего стариковского. Он чуток на слух и обладает прекрасным чувством языка. Он пишет просто и очень емко, умея создать яркий образ как бы мимоходом. «Борис мучительно морщил лоб, жуя невидимые слова, как кот - горячую лапшу». Это о студенте, вынужденном зубрить к экзамену скучный предмет. Или вот, уже о другом человеке: «Недаром мамка, имея в виду его постоянные неудачи, шутит: «Не с того места ты, видать, сынок, вывлелся!»…»

В общем же Борис Миронов повествует не о самых веселых вещах. Нынешняя жизнь нам не очень нравится, но советская действительность была ведь не лучше. Хорошо бы об этом помнить. И правдивые воспоминания людей для понимания той жизни куда лучшее подспорье, нежели учебники или квазисоветские телесериалы. Но вот какая интересная штука. Даже при описании неприятных, порой грустных вещей автора не покидает тонкое чувство юмора, свойственное по-настоящему культурному человеку. Такого юмора на нынешнем телевидении нет…

Есть и еще одно характерное свойство документальной прозы Бориса Миронова. Это чувство важности и ценности самой повседневности. То, что обычным людям кажется скучной обыденностью, для писателя - настоящее чудо жизни.

Борис Миронов «Отколь гроза, оттоль и вёдро», Челябинск, «Цицеро», 2009

VK31226318