Пелевин все время рядом
Пелевин - выдающийся мистик-релятивист, куратор вечности в современном дискурсе, кудесник опочившей реальности и диагност, дарующий заряд бодрости, рассказывая мрачные истории. И вот его новый роман «S.N.U.F.F.» с подзаголовком «утопія», который поклонники писателя уже считают свежим побегом от ствола - «Чапаева и Пустоты».
Любое творчество есть магия. Различны масштабы и доминирующий прием. Пелевин соединяет в себе детское стремление к деконструкции (разобрать и посмотреть, как устроено) и созидательную мудрость (собрать так, чтобы не оставалось лишних деталей). При этом колдовство возникает в тот момент, когда собранное заново оказывается ни на что не похоже, но всем кажется очень близким, понятным и простым. И тут Пелевин снова делает кувырок через голову и объявляет все мнимостью.
В романе «S.N.U.F.F.» Пелевин строит будущий космос. Войны сделали его компактным и поделили на два мира. Нижний называется Уркаганат Уркаина со столицей Славой, и живут в нем урки (орки), коими правят вертухаи и каганы. Имена двух последних каганов - Проср Ликвид и Рван Дюрекс. Новая вещь Пелевина полна лингвистических упражнений: «VERTU HIGH» (название оркского ресторана), «воцерковленные говнометарии», летаемость (вместо «недвижимость») в Лондоне…
Высшим достижением жителей Уркаины является попадание в верхний мир - Бизантиум (или Биг Биз), где живут уже люди. Весь искусственный, но очень комфортный, Бизантиум физически находится над нижним миром, ибо это офшар, прикрепленный прочной «пуповиной» к Уркаине.
Жизнь в нижнем мире традиционно сурова (застольная песня - «Еб.л я родину такую»), орки время от времени бунтуют. Чтобы сохранить мировой порядок, нужны войны. Причем кровопускание требуется всем. Каганам - чтобы консолидировать народ и избавиться от лишних «бюджетников». Людям - чтобы подкормиться «снафом», мистическим кино с реальными убийствами. И всем этим миром правит Маниту. Данная лексема в разных контекстах означает разное: собственно божество, деньги (money) и монитор. Вот такая святая троица дивного нового мира.
Главный персонаж, от имени которого ведется повествование, - важный человек в Бизантиуме Дамиола Карпов. Он оператор и боевой летчик одновременно. В этом нет противоречия, поскольку его камера и есть бомбардировщик. Так Пелевин реализует одну из многочисленных своих метафор. Дамилола - профессиональный поджигатель войны: «Наши информационные каналы не врут. Орками действительно правит редкая сволочь, которая заслуживает бомбежки в любой момент, и если их режим не является злом в чистом виде, то исключительно по той причине, что сильно разбавлен дегенеративным маразмом. Суди нас или нет - но мы, к сожалению, то лучшее, что есть в этом мире. И так считаем не только мы, но и сами орки».
А еще Дамилола - «пупарас», потому что живет с куклой. Кая - торжество технологии, настоящее чудо - биоробот в виде идеальной женщины, причем идеал подгоняется под индивидуальные особенности клиента. Так, Дамилола выставил в настройках своей любимой максимальные значения «сучества», духовности и соблазна. Понятно, что такая страсть опасна и непредсказуема…
Пелевин не был бы Пелевиным, если бы не подмигнул нам из сделанного им же самим снаффа, где «всегда половина про войну, а половина про любовь». Такова, говорит, любовь Маниту и его ярость.
Виктор Пелевин «S.N.U.F.F.», Москва, «Эксмо», 2012. Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).