Путин - высокоморальный человек

Станислав Белковский пишет политологические книги в духе Виктора Пелевина.
В преддверии инаугурации на полке книжных новинок возникло сразу несколько книг про Путина. На любой вкус - хотите от прокремлевских пропагандистов, хотите - от западных исследователей. Я же выбрал книжку Станислава Белковского «Новейший Путин. Что ждет Россию?».
Белковский, как принято говорить, «известный политолог», политтехнолог. Работал на Березовского в ту пору, когда многие с ним работали, потом рассорился, тоже, как и многие. В 2003 году написал доклад «Государство и олигархия», спустя несколько месяцев Ходорковский оказался в тюрьме. Был прототипом главного героя романа Александра Проханова «Политолог» (в конце автор умерщвил своего персонажа, судя по всему, не без удовольствия).
Белковский давно изучает (с дистанции, разумеется) Путина, написал две книги: «Бизнес Владимира Путина» и «Империя Владимира Путина». Нынешняя книга, к моему разочарованию, это сборник статей, выходивших на протяжении почти 10 лет. Впрочем, не все эти статьи мне попадались ранее, а главное - выстроенные в хронологическом порядке, они позволяют проследить логику эволюции Путина и заодно проверить автора на прогностические способности.
Белковский - автор терминов «монетократия» и «клептократия», которыми он описывает тип власти в современной России. «Деньги для него играют роль не функциональную, а сакральную, будучи источником легитимности». Белковский в этой системе отводит своему герою важную, но, скорее, служебную роль. Путин - эмблема, «наемный менеджер». А главное он - «высокоморальный человек». Как уточняет Белковский, если под моралью понимать классическое: «свод правил поведения в определенной социальной среде».
Белковский гордится тем, что придумал «принцип Белковского» (он же - принцип дурака): в какой-то момент система начинает принимать контрпродуктивные для себя самой решения. И такой момент, по его мнению, настал для системы Путина.
У Белковского лично мне интересна не «оппозиционность» (вот невидаль, тем более в исполнении политтехнолога), но создаваемое им художественное пространство, в котором существует российская власть, одновременно его репродуцируя. Это нечто вроде романов Пелевина, только на материале текущей действительности плюс некоторые данные «из кулуаров».
Своего Путина Белковский выдумал. Но парадокс в том, что Путина ровно так же выдумали все остальные политологи, журналисты и тем более кремлевские пиарщики. Когда люди читают статьи Путина или слушают его по телевизору, они даже не догадываются, что имеют дело не с живым Владимиром Владимировичем, а с каким-нибудь клерком из аппарата администрации президента, который все это пишет…
В сущности, и Белковский, говоря о Путине, все время рассказывает большой анекдот. Просто хороший анекдот должен быть со смыслом.
Станислав Белковский. «Новейший Путин. Что ждет Россию?», Москва, «Алгоритм», 2012. Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).
