Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Православный Тарковский

27.09.2012
Сергей Загребин написал монографию об этических принципах великого кинорежиссера

Сергей Загребин написал монографию об этических принципах великого кинорежиссера.

Вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора Сергея Загребина «Этика Тарковского». Интересно, что в это уже второе объемное высказывание о выдающемся режиссере, рожденное в Челябинске. В 2004 году московское издательство «Вагриус» издало книгу нашего земляка писателя и философа Николая Болдырева «Жертвоприношение Андрея Тарковского». Возможно, это не случайность: в городе победившего технократизма особенно отчетливо звучат заповеди одного из величайших гуманистов в кинематографе.

В отличие от Болдырева Загребин сосредоточил внимание на собственно произведениях Тарковского. Каждая из семи глав книги посвящена какому-то фильму. Они рассматриваются подробно, сцена за сценой, в хронологическом порядке, начиная от «Иванова детства» до «Жертвоприношения». Тарковский считал, что любой режиссер всю свою жизнь, в сущности, снимает один фильм. И тем не менее, как напоминает Загребин, «опыт этического нравственного самопознания является единственной целью каждого и субъективно переживается всякий раз заново».

Автор сразу оговаривается, что его исследование «внеконтекстуально», то есть вынесено за биографический, исторический и культурный контексты и основано на «методе ассоциативной рефлексии». Единственное, для чего делается исключение, - прямая речь самого Тарковского, приводимая по дневникам и интервью. На мой взгляд, это несколько диссонирует с выбранной, тем не менее, формой традиционной научной монографии. С другой стороны, можно сказать, что ученый следует методу самого Тарковского. Самопознание, рефлексия - процессы глубоко личные, интимные, подчас религиозного свойства.

Отмечая христианскую ориентированность творчества режиссера, Загребин пишет, что это и есть сущность мировоззрения Тарковского, смысл его искусства. Автор говорит о «православной методологии», положенной им в основу применения этических оценок творчества кинорежиссера.

«…Нельзя вербально формулировать… это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить…» Комментарий Тарковского к «Сталкеру» во многом применим и к научным работам, посвященным его творчеству. Всякая попытка интерпретации непременно упирается в стену из базовых, монолитных понятий, таких как идеал, долг, жертва, добро и зло… «Своей жизнью и своим творчеством Тарковский полностью воплотил свои высокие принципы, свой долг художника», - пишет Сергей Загребин, деликатно не пытаясь вторгнуться в область богословия.

Монография будет полезна студентам-гуманитариям, а также всем интересующимся творчеством Андрея Тарковского.

Сергей Загребин. «Этика Тарковского», Челябинск, «Работа плюс», 2012

Комментарии
Комментариев пока нет