Бог из «Машины снов»

Бог из «Машины снов»

Макс Бодягин сочинил свою историю о Марко Поло.

Макс Бодягин - известный челябинский блогер-тысячник, а также журналист, активист, политтехнолог и много еще кто. Теперь широкая публика наконец-то узнает, что на самом деле он - писатель. Причем в полном смысле этого много к чему обязывающего слова.

За литературным творчеством Макса я слежу давно, с большим удовольствием читал его рассказы и повести - частью опубликованные в некогда существовавшем у нас толстом литературном журнале «Уральская новь», частью - в рукописях. Теперь у Макса есть роман - «Машина снов».

Если персонажи его прежних произведений - наши современники, то главный герой романа - сам Марко Поло, тот самый венецианский купец, оставивший нам свою знаменитую книгу о путешествии в Азию. О книге до сих пор спорят ученые, есть даже мнение, что Марко Поло ее скомпилировал и досочинил. Да что там книга - сам автор уже под сомнением: а был ли?

Бодягину эти шатания только на руку: открывается писательский простор и включается милое ему буддийское миропонимание, современному человеку известное скорее по романам В. Пелевина да фильму «Матрица».

Итак, юный Марко - фаворит монгольского хана Хубилая, покорившего в XIII веке Китай. У императора есть абсолютная власть на безграничных пространствах, но он не видит снов. А значит, есть нечто недоступное и неподвластное ему. Он велит Марко сделать устройство, которое записывает сновидения любого человека. Так появляется «машина снов».

Вокруг нее тут же возникает опасная и загадочная ажиотация. Люди гибнут от руки неведомого убийцы, а может, их несколько, хотя, не исключено, что за всем этим прячется демоническая воля…

В какой-то момент можно подумать, что перед нами ориентальный вариант романа «Имя Розы» У. Эко. И филологическую осведомленность автора можно воспринять за подмигивания читателю. Не исключено, хотя писать очередной «постмодернизм» сегодня - скучное и никому не нужное дело.

Макс Бодягин умерщвляет своих персонажей охотно, подчас живописно. Если уж кого-то зарубили, то на куски. Если кровь, то потоки. То же самое с другими проявлениями человеческой природы, которые не проходят ограничения «18+». Здесь вообще много гиперболизированного, избыточного, эпического. Макс нагнетает, разумеется, не просто так. Это бульон для формирования настоящего героя, каковым становится Марко Поло, уже в полной мере мифологический.

Так завязывается очень плотный сюжет, в котором каждая грань становления - это отдельная романная партитура. Любовь к духу умершей девушки возгоняет хорошо и много раз описанное чувство до каких-то дистиллятов. Воспоминания о рано ушедшей матери драматично передают опыт взросления. Или вот еще одна интересная и всегда актуальная тема - природа, структура и искус власти, причем любой, как бы нас ни вводили в заблуждение декорации древнего Китая…

Не знаю, является ли очевидным достоинством этого романа современный язык, которым говорят люди в XIII веке, но, кажется, автор не пытается это обстоятельство скрыть…

Сайт книги: mashinasnov.ru

VK31226318