Сенсорика Бента

Сенсорика Бента

Книга Марка Бента «Я весь - литература» даже внешне обречена выделяться на книжной полке. Небольшой по формату, но старорежимно пухлый том (более 700 страниц) вместил около полусотни избранных статей, лекций, рецензий и литературоведческих работ, написанных автором с середины 1970-х по начало 2000-х.

Марк Иосифович Бент воистину легендарная личность для Челябинска. Больше 30 лет возглавлял кафедру зарубежной литературы в нашем госуниверситете, был одним из ведущих специалистов в России по немецкому романтизму. Для своих многочисленных студентов он стал настоящим кумиром: говорят, на его лекции, которые профессор читал всегдашним тихим голосом и старался избегать сценических эффектов, стремились попасть даже хронические прогульщики.

В чем же был феномен Бента? В его атипичности, в резком несоответствии пролетарской природе Челябинска? И в этом тоже. Но читатели книги имеют возможность заметить и более убедительные причины.

Сегодня, когда привычным стало слово «плагиат», а диссертации и научные звания покупаются, сфера живой мысли переживает не лучшие времена. В пресыщенном информационном пространстве понятие «научный поиск» сдвигается в какие-то маргиналии. Научный дискурс заменяется пестрой эрудицией, умением подать себя, удивить.

Приходится напомнить, что наука есть одно из достижений человечества, способ познания действительности наряду, например, с искусством. И она, подлинная, столь же прекрасна. Каждый новый шаг, а иногда и полшага вперед, здесь стоит огромных усилий, а обязательными условиями являются широчайший научный кругозор, смелость и ответственность ученого. И главное условие - способность мыслить.

Книга «Я весь - литература» будет интересна не только филологам. Благодаря способности Бента выражаться точно и лапидарно его статьи невелики в объеме. Каждая из них - это изящная академическая миниатюра. Но каков охват имен и тем!

Основным научным интересом Марка Бента изначально была немецкая романтическая новелла. Однако специфика молодого вуза, коим был и во многом остается ЧелГУ, требовала от завкафедрой зарубежной литературы известной универсальности. В итоге Бент читал лекции об античной культуре только поступившим студентам, а со старшими курсами обсуждал проблемы современной западной словесности. И в том, и в другом, и во всех других случаях необходимость и личный интерес совпадали. А это всегда заметно. Читатель, даже будучи далек от науки, непременно попадает под обаяние рассказчика.

Что особенно ценно, профессор Бент обладал способностью делать интересным разговор о литературе (и шире - о культуре), оставаясь в рамках академизма. Никакого маркетинга, актуального прочтения, столь популярного, скажем, у театральных режиссеров. Он всегда был в диалоге - с читателем ли, слушателем, умея привлечь их на половину поля науки… По сути, этот сборник является конспектом развития западной гуманитарной мысли с середины XVIII века. Основной же сюжет - как личность становилась в центре общественного и государственного интереса, не сразу, подчас с издержками и провалами, но неминуемо.

Начинается книга со знаменитых «Прогулок по Веймару». Рассказ о романе Гете «Избирательное сродство» автор начал с культурно-бытовых наблюдений о садово-парковых ландшафтах. Оказывается, в том, как люди придумывали природное пространство вокруг себя, зашифровано в том числе и их представление о строении социума и места в нем личности. «Ильмский парк» в Веймаре, план которого делал Гете, удивил современников деликатным отношением к естественной природе. И он же стал своеобразным манифестом примата живой человеческой личности - прямо по Канту.

Характерная особенность Бента - способность воссоздавать необычайно объемный контекст рассматриваемым им произведениям. Очевидно, благодаря огромному кругозору и способности свободно оперировать знаниями. Среди работ Бента есть совершенно оригинальные сопоставления, например его любимого Клейста с Пушкиным. Как отмечает в послесловии профессор Марк Соколянский, такое сравнение не может быть по прихоти, без достаточных научных оснований. Это ведь не публицистика, а почти уже математика. На мой взгляд, данная работа (возможно, не самая главная у Бента), является самой захватывающей.

Впрочем, не один Клейст был столь любезен автору. Вообще, для него очень важны были личностные отношения с классиками. Вдова профессора Алевтина Бент пишет в предисловии, что с особым трепетом Марк Иосифович относился к Францу Кафке, видя в нем отчасти и себя: «Абсолютное одиночество, тотальный космос несвободы, экзистенциальное мироощущение». Статья о жизни и книгах Кафки, давшая название книге, вышла в журнале «Литобозрение» в 1992 году. На самом деле нам сегодня непросто оценить ее по достоинству, поскольку теперь уже это базовые представления о Кафке. Фокус заключается в том, что именно Бент одним из первых закрепил литературоведческую норму.

Рассуждая о знаменитом романе Германа Гессе «Игра в бисер», профессор Бент делает акцент на главном в проблематике произведения - необходимости и сложности соединения культуры с миром. Прилегающая тема - об ответственности разума - раскрывается через анализ романа «Ослепление» нобелиата Элиаса Канетти. Как тут не вспомнить волновавший студентов образ самого профессора в суровом городе. Видимо, и тут не обошлось без рефлексий…

Все-таки большая литература - не только объект для теоретических изысканий, ее главный адресат - вдумчивый читатель, который ищет объяснения тому, что происходит в мире, хочет понять, как меняются нравы и что есть современный человек. Миссия литературоведа - помочь наиболее полному пониманию произведения, извлечению всех смыслов и, в конце концов, - осмыслению действительности. Литературоведение - это еще и человековедение, без человеческой сенсорики, столь свойственной профессору Бенту, наука о литературе многое бы теряла.

Культурный опыт Запада, несмотря на артикулируемое внешне к нему отношение, для России всегда был очень важным. В одном случае это зеркало вроде Дидро при дворе Екатерины II: он «подметил у русских «осторожность и недоверчивость», «какой-то след панического ужаса… результат длинного ряда переворотов и продолжительного деспотизма…». В другом - неожиданно актуальный, я бы даже сказал, прагматически ценный экстракт. Одна из публикуемых впервые статей, написанных для журнала «Литературное обозрение» в середине 80-х, посвящена прозе современного немецкого писателя Мартина Вальзера. Даже ее название

- «Сигналы бедствия на Боденском озере» - кажется взятым из газет: несколько лет назад именно над Боденским озером произошло столкновение самолетов, в котором погибли дети из России. Но бедствие, о котором пишет профессор Бент, другого характера, уже внятное для всех нас, живущих в «новом, дивном мире»: «Для подлинно человеческих чувств и отношений потребительское общество не приспособлено, оно - пустыня отчуждения».

Обязанность человека быть образованным диктуется колоссальным объемом знаний, опыта, идей, которые накопило человечество, выбрав ему форму литературы. Пройти мимо, не захотеть, не суметь этим опытом воспользоваться - крайне легкомысленно, а иногда и опасно. Еще одно достоинство просветительского таланта Марка Бента заключается в отчетливом желании после прочтения этого уникального сборника взять с полки книгу…

Марк Бент. «Я весь - литература», составители А.Г. Бент и М.М. Бент. Издательство Сергея Ходова, издательство «Книга», Санкт-Петербург, 2013.

Mebel-zvenigorod.ru кухни Звенигород

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318