Письма Гулливера Ф.

 Письма Гулливера Ф.

Систематично читающий человек должен сразу среагировать на название книги Лоуренса Блока «Вор во ржи». Конечно, это привет Джерому С. Сэлинджеру и его роману «Над пропастью во ржи». Точнее - теперь уже его многочисленным поклонникам, поскольку сам автор культовой книги скончался в начале этого года в возрасте 91 года.

Главный герой Берни Роденбарр и есть тот самый «вор во ржи» - совершенно романтический герой, надо сказать. Днем он не прочь пообщаться на литературные темы с посетителями своего книжного магазина, который, кстати, нажит им отнюдь не «непосильным трудом» - ночью-то он искусный похититель чужих ценностей и тайн. И, конечно, Берни весь «во ржи», потому что на него, как и на многих из его окружения, в свое время повлиял роман «Ничейный ребенок» Гулливера Фейрберна.

«- Гулливер Фейрберн, - произнес он. - Я прочитал «Ничьего ребенка», и он изменил мою жизнь.

- Так все говорят.

- Но в моем случае это действительно произошло.

- Это вторая фраза, которую все говорят…»

У самого знаменитого американского писателя ХХ века, написавшего оду подростковому бунтарству, была одна особенность, которую сейчас копирует наш В. Пелевин. После оглушительного и скандального успеха своего произведения Сэлинджер всю оставшуюся жизнь прожил затворником. Он не только не давал интервью и не фотографировался, но и ревностно следил за тем, чтобы никакой информации о его частной жизни не просочилось вовне. Даже всуе помянутое имя Сэлинджера могло навлечь на автора публикации гнев писателя, чаще подкрепленный судебным решением.

А уж если речь заходила о его письмах…

Этот сюжет и взял за основу своего авантюрного романа Лоуренс Блок. Его герой по романтическому поводу решил украсть письма писателя у его литературного агента по имени Антея Ландау. Однако когда он залез к ней ночью в гостиничный номер, обнаружил ее остывающее тело. А письма исчезли. И вор-интеллектуал становится кем-то вроде частного сыщика.

Жаль, что лето прошло, я бы посоветовал эту книжку для чтения где-нибудь у моря. Вальяжный сюжет, тем не менее, оказывается динамичным. Здесь много растворенной иронии, тонких и разных намеков, обычно доставляющих удовольствие начитанному человеку. Наконец, как это было принято в английских детективах, здесь есть особая уютная атмосфера. Здесь живут безумные фанатики-коллекционеры, человечные копы, мошенники-аристократы, романтичные лесбиянки и бродвейские актрисы. Голливудские фильмы показывают совсем другой Нью-Йорк. Про нашу повседневность и говорить теперь не хочу. Мне кажется, это все уходящая натура, доставшаяся нам в наследство от Эдгара По, Артура Конан-Дойля и Агаты Кристи. Возможно, что такое в принципе существует только в литературе. И спасибо ей за это.

Лоуренс Блок «Вор во ржи», Издательство «Иностранка» (Серия «The best of «Иностранка»), Москва, 2010, 429 стр.

Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318