Он один такой как все
Известный предприниматель Олег Тиньков написал непривычно откровенную бизнес-автобиографию.
Слово «Тинькофф» знают все. Благодаря яркой телерекламе одноименное пиво стало в свое время весьма популярным. Вскоре широкая публика узнала, кто такой предприниматель Олег Тиньков. Как там было в рекламе - «Он один такой». Возможно. Хотя вот только что вышедшую книгу он назвал совершенно иначе: «Я такой как все».
Это у Олега Тинькова такой характер. И такова же стратегия - создавать брендовые бизнесы, потом продавать их, чтобы поднимать новые. И всякий раз должно быть что-то неожиданное. Вслед за продажей электроники - производство пельменей. Потом пиво. Сейчас - банк.
Наши предприниматели не очень любят афишировать свое прошлое. Обыватель считает, что у большинства бизнесменов есть свой скелет в шкафу. Однако чаще бывает все намного прозаичнее. Этой прозы жизни нынешние холеные буржуи и стесняются. У большинства все начиналось с банальнейшей спекуляции. С мечтаний о богатой жизни в студенческой общаге. С фантазий охмурить какую-нибудь красивую девушку сразу же после похода в кооперативный ресторан на последние деньги.
Книга Олега Тинькова тем и хороша, что она - едва ли не первая по-настоящему откровенная бизнес-автобиография в России. Потому о ней сейчас много говорят. И чувства у предпринимателей она вызывает примерно такие же, как в вещи Евгения Гришковца у широкого круга его читателей-сверстников- каждому видится в ней свой личный опыт.
Первая часть автобиографии может вызвать у чопорного читателя оторопь. Вот, например, Олег Тиньков, нисколько не смущаясь, пишет: «В один из дождливых осенних дней 1990 года я в очередной раз припарковался напротив института на своей «девятке», а рядом на старенькой «копейке» встал наш профессор по буровзрывному делу. Он посмотрел на меня, и мы вместе пошли в аудиторию. Чему он мог меня научить?..» А вот еще интереснее: «Валюту я не вполне легально - в матрасе, и чего уж там - в собственной заднице - провозил в Германию». Только циник мог написать: «Мы завели собаку-боксера и стали подумывать о детях». И уж совсем, кажется, негодяй: «1992 год оказался очень тяжелым для страны и просто замечательным для меня»…
Между тем я бы не торопился осуждать автора. Именно такие люди, как Тиньков, создают в России цивилизованный бизнес. Да-да! И неблагородные 90-е годы оказались таковыми только потому, что советская экономика была еще более уродливой, с ее невниманием к человеку, его немудреным нуждам.
Олег Тиньков принципиально отделяет себя от олигархов. Он сделал свой бизнес «с нуля», а те - просто урвали жирный советский пирог. Автор весьма смело описывает свои встречи с нашими миллиардерами. «Абрамович… точно не мудак, как некоторые. Хотя сказать, что он умный и эрудированный, нельзя. Поговорка «Молчи - за умного сойдешь» - про него… У Эллочки Людоедки словарный запас был шире». «Абрамович любит… детей больших начальников.
По-моему, совершенно очевидно, что на этой любви построен его бизнес». «Думаю, Михаил Прохоров постоянно сублимирует - он спортсмен, не женат…» Еще одному олигарху - Андрею Мельниченко, совладельцу Сибирской угольной энергетической компании, - он сказал на какой-то вечеринке без обиняков: «Подними зарплату рабочим!»
Тиньков в каком-то смысле романтик. Но до определенного момента. «Все, что я делаю, - говорит он, - базируется на экономическом смысле». И дальше развивает мысль: «Нерационально париться о вещах, на которые ты не можешь повлиять». Аннотация к книге призывает нас обратить внимание на то, что его «поколение сорокалетних» сегодня пришло во власть и бизнес-элиту России.
Олег Тиньков «Я такой как все», Москва, «Эксмо», 2010, 382 стр.
Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве