Кто виноват? Никто. Что делать? Работать
Книга Алексея Иванова «Хребет России» не похожа на одноименный фильм.
Спустя несколько месяцев после показа фильма «Хребет России» по телевидению в книжных магазинах появилась одноименная книга-альбом. Узнаваемое оформление, те же герои на обложке - «рассказчик» Леонид Парфенов, «экскурсовод» Алексей Иванов, «испытатель» Юлия Зайцева. Кажется, что книга - это печатная версия фильма, его глянцевый вариант. Однако это далеко не так. Более того, книга во многом оппонирует фильму. И еще важно - у нее один автор. Это Алексей Иванов, писатель, а больше культуролог и даже мыслитель.
Книга «Хребет России» неплохо маскируется под альбом. Отличные фотографии, прекрасная полиграфия. Дорогой подарок. Иванов написал специально для этого издания сотню коротеньких, одинакового объема очерков, разместив их в четырех главах: «Герои», «Заводы», «Мастера», «Матрица». Есть здесь даже «бонус» в виде путеводителя с несколькими маршрутами. Однако за всей этой легкомысленностью (Парфенов научил Иванова «учитывать потребителя») кроется, пожалуй, нечто очень важное. Конспект фундаментального исследования об Урале, каких еще не было в его истории.
Фильм Парфенова сделан как чреда эффектных фокусов, иллюстрирующих формирование экзотического уральского сознания и такого же образа жизни. Откуда, например, возник в русских народных сказках образ избушки на курьих ножках? А оказывается, так на Урале строили амбарчики - русские переняли этот способ у аборигенов-язычников. Эти амбарчики ставили на столб, чтоб подальше от грызунов. А внутри лежала деревянная кукла, вместилище умерших духов. Вот вам и Баба-Яга. Или другой сюжет, весьма телегеничный, о том, как дымчатый топаз, если его запечь в хлебе, превращается в медовый…
Иванов же ведет читателя к смыслам. Сам он объясняет разницу в подходах к фильму и книге различием целей. Эпоха потребления требует при-своения. В то время как писатель настаивает на о-своении, более продуктивном способе понимания действительности.
Ключевая глава в книге - это, конечно «Матрица». Она и есть «ноу-хау» Иванова, помогающая делать ему ошеломляющие неофита признания. О том, например, что главное для уральца - труд. О том, что неволя и милость сверху есть неотъемлемые составляющие уральского сознания. Что матрица, мутируя, сохраняет-таки «языческие смыслы Урала», чтобы находить «ресурс». Сам Урал всегда - «держава в державе». А счастье здесь может быть только диким…
Матрица в разные годы вела себя по-разному, но всегда оставалась с нами как главная уральская мышца, судорожно сокращаясь под тяжестью исторических катаклизмов. «Матрице строй безразличен», - замечает Алексей Иванов, плавно ведя своего читателя из глубины веков в наше время и рассказывая уже о бандитских войнах и новом капитализме.
«Похоже, для Урала не существует вечных русских вопросов. Кто виноват? Никто. Так устроена эта земля - следовательно, и жизнь на ней. Что делать? Что и всегда: работать».
Алексей Иванов «Хребет России», Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2010, 272 стр.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве