Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кто виноват? Никто. Что делать? Работать

14.10.2010
Книга Алексея Иванова «Хребет России» не похожа на одноименный фильм.

Книга Алексея Иванова «Хребет России» не похожа на одноименный фильм.

Спустя несколько месяцев после показа фильма «Хребет России» по телевидению в книжных магазинах появилась одноименная книга-альбом. Узнаваемое оформление, те же герои на обложке - «рассказчик» Леонид Парфенов, «экскурсовод» Алексей Иванов, «испытатель» Юлия Зайцева. Кажется, что книга - это печатная версия фильма, его глянцевый вариант. Однако это далеко не так. Более того, книга во многом оппонирует фильму. И еще важно - у нее один автор. Это Алексей Иванов, писатель, а больше культуролог и даже мыслитель.

Книга «Хребет России» неплохо маскируется под альбом. Отличные фотографии, прекрасная полиграфия. Дорогой подарок. Иванов написал специально для этого издания сотню коротеньких, одинакового объема очерков, разместив их в четырех главах: «Герои», «Заводы», «Мастера», «Матрица». Есть здесь даже «бонус» в виде путеводителя с несколькими маршрутами. Однако за всей этой легкомысленностью (Парфенов научил Иванова «учитывать потребителя») кроется, пожалуй, нечто очень важное. Конспект фундаментального исследования об Урале, каких еще не было в его истории.

Фильм Парфенова сделан как чреда эффектных фокусов, иллюстрирующих формирование экзотического уральского сознания и такого же образа жизни. Откуда, например, возник в русских народных сказках образ избушки на курьих ножках? А оказывается, так на Урале строили амбарчики - русские переняли этот способ у аборигенов-язычников. Эти амбарчики ставили на столб, чтоб подальше от грызунов. А внутри лежала деревянная кукла, вместилище умерших духов. Вот вам и Баба-Яга. Или другой сюжет, весьма телегеничный, о том, как дымчатый топаз, если его запечь в хлебе, превращается в медовый…

Иванов же ведет читателя к смыслам. Сам он объясняет разницу в подходах к фильму и книге различием целей. Эпоха потребления требует при-своения. В то время как писатель настаивает на о-своении, более продуктивном способе понимания действительности.

Ключевая глава в книге - это, конечно «Матрица». Она и есть «ноу-хау» Иванова, помогающая делать ему ошеломляющие неофита признания. О том, например, что главное для уральца - труд. О том, что неволя и милость сверху есть неотъемлемые составляющие уральского сознания. Что матрица, мутируя, сохраняет-таки «языческие смыслы Урала», чтобы находить «ресурс». Сам Урал всегда - «держава в державе». А счастье здесь может быть только диким…

Матрица в разные годы вела себя по-разному, но всегда оставалась с нами как главная уральская мышца, судорожно сокращаясь под тяжестью исторических катаклизмов. «Матрице строй безразличен», - замечает Алексей Иванов, плавно ведя своего читателя из глубины веков в наше время и рассказывая уже о бандитских войнах и новом капитализме.

«Похоже, для Урала не существует вечных русских вопросов. Кто виноват? Никто. Так устроена эта земля - следовательно, и жизнь на ней. Что делать? Что и всегда: работать».

Алексей Иванов «Хребет России», Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2010, 272 стр.

Комментарии
Главное для уральца - труд? Человек живёт для труда? Или он трудится для того,чтобы жить,чтобы иметь возможность радоваться жизни,растить детей - своё продолжение? Если ограничиваться только трудом, ещё раз трудом и всегда только трудом, то человек или прекращается в трудоголика, загоняет себя и окружающих, или обращается к суррогатам счастья - алкоголю,например.
"Неволя и милость сверху" толкают уральцев к этой матрице. Но верна ли она? Счастливы ли эти люди с такой матрицей или будут искать счастья в других краях, раз оно здесь невозможно? Если это так, значит стоит подумать об изменениях в матрице. Включить туда другие компоненты. Например? Здоровье. Творчество. Облагораживание среды, где трудится, учится и отдыхает уралец. Способность учиться быть счастливыми. Дружить с ближними и дальними соседями (движение породнённых городов).
Нелли
11.11.2010 13:48:22