Кто виноват? Никто. Что делать? Работать

Кто виноват? Никто. Что делать? Работать

Книга Алексея Иванова «Хребет России» не похожа на одноименный фильм.

Спустя несколько месяцев после показа фильма «Хребет России» по телевидению в книжных магазинах появилась одноименная книга-альбом. Узнаваемое оформление, те же герои на обложке - «рассказчик» Леонид Парфенов, «экскурсовод» Алексей Иванов, «испытатель» Юлия Зайцева. Кажется, что книга - это печатная версия фильма, его глянцевый вариант. Однако это далеко не так. Более того, книга во многом оппонирует фильму. И еще важно - у нее один автор. Это Алексей Иванов, писатель, а больше культуролог и даже мыслитель.

Книга «Хребет России» неплохо маскируется под альбом. Отличные фотографии, прекрасная полиграфия. Дорогой подарок. Иванов написал специально для этого издания сотню коротеньких, одинакового объема очерков, разместив их в четырех главах: «Герои», «Заводы», «Мастера», «Матрица». Есть здесь даже «бонус» в виде путеводителя с несколькими маршрутами. Однако за всей этой легкомысленностью (Парфенов научил Иванова «учитывать потребителя») кроется, пожалуй, нечто очень важное. Конспект фундаментального исследования об Урале, каких еще не было в его истории.

Фильм Парфенова сделан как чреда эффектных фокусов, иллюстрирующих формирование экзотического уральского сознания и такого же образа жизни. Откуда, например, возник в русских народных сказках образ избушки на курьих ножках? А оказывается, так на Урале строили амбарчики - русские переняли этот способ у аборигенов-язычников. Эти амбарчики ставили на столб, чтоб подальше от грызунов. А внутри лежала деревянная кукла, вместилище умерших духов. Вот вам и Баба-Яга. Или другой сюжет, весьма телегеничный, о том, как дымчатый топаз, если его запечь в хлебе, превращается в медовый…

Иванов же ведет читателя к смыслам. Сам он объясняет разницу в подходах к фильму и книге различием целей. Эпоха потребления требует при-своения. В то время как писатель настаивает на о-своении, более продуктивном способе понимания действительности.

Ключевая глава в книге - это, конечно «Матрица». Она и есть «ноу-хау» Иванова, помогающая делать ему ошеломляющие неофита признания. О том, например, что главное для уральца - труд. О том, что неволя и милость сверху есть неотъемлемые составляющие уральского сознания. Что матрица, мутируя, сохраняет-таки «языческие смыслы Урала», чтобы находить «ресурс». Сам Урал всегда - «держава в державе». А счастье здесь может быть только диким…

Матрица в разные годы вела себя по-разному, но всегда оставалась с нами как главная уральская мышца, судорожно сокращаясь под тяжестью исторических катаклизмов. «Матрице строй безразличен», - замечает Алексей Иванов, плавно ведя своего читателя из глубины веков в наше время и рассказывая уже о бандитских войнах и новом капитализме.

«Похоже, для Урала не существует вечных русских вопросов. Кто виноват? Никто. Так устроена эта земля - следовательно, и жизнь на ней. Что делать? Что и всегда: работать».

Алексей Иванов «Хребет России», Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2010, 272 стр.

Ozherele-mebel.ru кухни Ожерелье

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318