Ау, зловещие маги власти!

Ау, зловещие маги власти!

Александр Проханов выпустил книгу заклинаний.

«Крейсер Иосиф Сталин» - так мог бы называться роман Александра Проханова. Или, на худой конец, утопический трактат на манер того, что опубликовал на днях Никита Михалков. Но нет - под обложкой новой книги Александр Андреевич просто собрал свои редакторские колонки в газете «Завтра». А издатель в очередной раз купил читателя интригующим заголовком.

Впрочем, о Сталине говорить и читать уже неинтересно. Но интересно, почему ту или иную душу этот персонаж до сих пор бодрит?

Посмотрим, как это происходит у Проханова.

Очевидно, что Александр Андреевич вовсе не один из многих тысяч юродивых, которым тем милее душегуб, чем больше народу он заморил. Проханов - философ, мистик. Мир, в котором он живет, сакральный. В нем действуют «опытные жрецы эфира», «колдуны телевидения», «зловещие маги власти», «генераторы тьмы» и «чернильные каракатицы». Им противостоят «пассионарии», поэты, герои, космисты…

«Сталин возник в пламени русской революции, социальной и духовной. Ее предсказывали мистики древности - старец Филофей и патриарх Никон, - пишет Проханов. - Метафизики «нового времени» - поэты Серебряного века, философы «русского ренессанса», космисты Федоров, Вернадский, Чижевский. Преображение «ветхого человека» и «ветхой Вселенной» - русская теория, над которой трудились самые возвышенные умы русской культуры и церкви. Сталин был практиком, приступившим к ее воплощению».

Констатируя, что Россия окунулась в энтропию и уныние, Проханов грезит «Общим делом», «Пятой империей» и прочими милыми сердцу образами. Из колонки в колонку. Об одном и том же, разными словами. Есть ли смысл в этом? Есть, потому что каждый текст редактора газеты «Завтра» - это не обличение, не публицистика, а мистический обряд, заклинание. А книга собирает их в пучок энергии. Мне кажется, что заклинает автор не весь народ - надувшемуся пивом обывателю что «музыка империи», что «какофония смуты» - одна песня. Проханов адресует свои мантры наверх, в Кремль.

Его претензия, скажем, к Чубайсу даже не в том, что он надул страну со своими ваучерами. А в том, что его репутация «великого менеджера» не соответствует делам. «Разве он залил страну дешевой электроэнергией?» - задается вопросом Проханов. Ну ладно Чубайс, а вот пресловутый «кадровый резерв». «В каких проектах ковался (он), призванный сменить проворовавшихся чиновников и губернаторов? Может быть, они возрождали разрушенный ельцинистами русский Космос? Или восстанавливали попранное демократами русское сельское хозяйство? Или построили новую Российскую армию? Способствовали созданию новых научных школ, подняли образование и духовную культуру?»

В общем, мещане и спекулянты вместо героев и демиургов. «Диктатура мелких лавочников», как сказал попутчик Штирлица. С такими не то что «Пятую империю» - песочный домик не слепишь.

Примерно те же претензии у него и к Путину. Романтику Проханову хочется верить в эзотерику русской власти, в пассионариев, а реальность предлагает ему копошение «головастиков и лягушат». Призывая своих читателей не поддаваться унынию, сам Александр Андреевич еле сдерживает горечь.

И вот тут возникает Сталин. Ледянящий душу, кипятящий кровь…

Александр Проханов. «Крейсер Иосиф Сталин», Москва, «Эксмо» - «Алгоритм», 2010, 479 стр.

Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318