Анатолий Вершинин: «Воров от коммуналки нужно из Челябинска выводить»
В своем интервью сайту Mediazavod.ru организатор и руководитель общественного проекта «Коммунальный инспектор» Анатолий Вершинин рассказал о наиболее массовых проблемах челябинского ЖКХ и путях их решения.
– Как правильно называется ваша должность: «коммунальный омбудсмен» или «жилищный омбудсмен»?
– Я организатор и руководитель общественного проекта «Коммунальный инспектор». Он стартовал в феврале 2013 года, когда президент Владимир Владимирович Путин озвучил мысль о том, что справиться с проблемами в сфере ЖКХ и с беспределом управляющих компаний может только общественный контроль. Дело в том, что взаимоотношения собственников жилья и управляющей компании – это их личное дело. У государства практически нет рычагов, которые позволяют вмешаться в эту сферу.
Собственники жилья у нас достаточно безграмотны в сфере жилищного законодательства и не владеют соответствующим кодексом, постановлениями Правительства. Поэтому мы видим перед собой две задачи: первая – научить собственников знать свои права и уметь их защищать. И вторая – создать общественное объединение потребителей услуг ЖКХ, потому что у управляющих компаний отраслевой союз есть, и он призван защищать их интересы.
Мы уже объединяем большое количество инициативных групп граждан. Как правило, это председатели советов многоквартирных домов. Сейчас к проекту начинают присоединяться инициативные группы с различных районов и городов области.
– Вы проводите много встреч с людьми. О каких проблемах ЖКХ Вам рассказывают чаще всего?
– С апреля, когда мы совещались с председателем правительства Челябинской области Сергеем Львовичем Комяковым, жалобы людей особо не изменились. Во-первых, всех волнует непонятный и часто необоснованный рост тарифов. Это и тарифы ресурсоснабжающих организаций и жилищных компаний. Но в первую очередь это все же тарифы, по которым платят за услуги управляющих компаний: ремонт кровли, подвалов, замена труб, благоустройство дворов, ремонт подъездов.
Получается, что данные тарифы растут, а услуги по факту не оказываются, и отчетов управляющих компаний нет. Сразу отмечу, что любой рост жилищных тарифов должен происходить по итогам собрания собственников жилья. Но управляющие компании не спешат такие собрания проводить, а сами собственники не знают, что у них есть подобное право. Следовательно, тариф им устанавливается, исходя из того, что установлен органом местного самоуправления.
Вторая проблема ЖКХ, которая по своим масштабам и остроте догоняет рост тарифов, это хамство со стороны руководящих работников управляющих компаний и обслуживающего персонала. Хамство позволяют себе все. Генеральный директор компании может взять протокол собрания собственников жилья и бросить его собственникам в лицо, вызвать службу безопасности и выгнать из офиса. Дворники и уборщицы позволяют себе разговаривать с жителями, используя ненормативную лексику. А как люди могут себя вести по-другому, если управляющими компаниями установлены такие зарплаты, что нормальные люди туда на работу не пойдут?
Зарплата в ЖКХ колеблется от четырех до шести тысяч рублей. При этом из этих же денег уборщицы должны приобретать себе спецодежду, метла, тряпки, ведра, моющие средства. Поэтому сейчас некоторые управляющие компании пошли по пути найма гастарбайтеров из Таджикистана. Но это не выход, потому что качественнее уборка и обслуживание не становятся. Гастарбайтеры даже не говорят по-русски, а собственники жилья не могут им объяснить, что именно требуется сделать. Таким образом, жители деньги платят, а услуг фактически не оказываются.
Среди других проблем – отказ управляющей компании принимать обращения граждан. Люди не знают, что любое заявление в сфере ЖКХ должно быть письменным. Они звонят в УК по телефону, где им отвечают, что все записали, а потом говорят, что к ним не обращались. В то же время на письменное обращение дается письменный ответ, что на самом деле все нормально.
Есть и экзотические проблемы: жалобы на то, что собственники квартир первого и второго этажа оплачивают лифт. Решение простое: протокол собственников жилья всего подъезда об освобождении жителей первого и второго этажей от платы за лифт и разделение их доли на всех собственников квартир подъезда. В калининском районе был один случай, когда пенсионеры смогли убедить остальных жильцов, чтобы первый этаж не оплачивал лифт, сделали протокол собрания, а управляющая компания отказалась его принимать, хотя такого разговора даже не должно быть.
Бывают обращения о том, что в доме идет своего рода коммунальная война, когда две управляющих организации делят между собой один и тот же дом. В этой ситуации для собственников жилья начинается самое сложное: начинают приходить квитанции от двух компаний, и никто не знает, какую из них оплачивать. Многие перестают платить в принципе. Долги копятся, работы по части ЖКХ на объекте никакой нет. Такая ситуация, порой, длится годами.
Здесь решение одно: собраться двум третям собственников жилья (желательно очно) и все-таки решить: уйти в ТСЖ, остаться с прежней управляющей компанией или перейти в другую. Хотя при желании затянуть переход дома к другой управляющей организации можно очень надолго. Можно не передавать техническую документацию. Ее придется вытребовать через арбитраж, что может занять до полугода. Можно проводить свои собрания собственников жилья, где принимать решения о том, что дом возвращается в прежнюю компанию. Можно подавать в суд на отмену решений.
– А что можете сказать о путях решения остальных перечисленных проблем?
– На коммунальные тарифы ресурсоснабжающих организаций на уровне региона повлиять очень сложно. В нашей области руководство региона уже приняло максимум мер по сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги.
Конечно, мы понимаем, что рост коммунальных тарифов неизбежен, так как растут цены на газ, увеличиваются зарплаты, должны исполнятся инвестиционные программы. Но я бы предложил всем ресурсоснабжающим организациям даже федерального уровня сделать свои инвестиционные программы гласными: ремонт, теплотрассы и т.д. Если бы все детали были широко доступны, то и у собственников жилья вопросов возникало меньше.
Что касается жилищных тарифов на услуги, которые оказывает управляющая компания, то на них собственники жилья каждого дома повлиять могут. Во-первых, посмотрите, на что конкретно расходуются деньги. На какой бы дом я ни приехал, который с жалобой обратился, выясняется, что подвал затопляется водой, так как трубы ржавые. Кровля течет, из-за чего получается, что в подъездах парит, образуется ржавчина, несущие капитальные конструкции разрушаются, от текущей кровли на швах образуются трещины… И дом потихоньку начинает разрушаться.
При этом в отчетах видно, что «деньги ушли на текущий ремонт», а на что конкретно – не написано. Выходит, что деньги просто пропали. Здесь можно привести в пример, что средняя пятиэтажка собирает за год за жилищные услуги в пределах 600 тысяч рублей. Средняя девятиэтажка или десятиэтажка собирает до 800 тысяч рублей. На эти деньги можно потихоньку кровлю ремонтировать, трубы чинить, делать в подъездах ремонт, обеспечивать уборку, делать благоустройство двора, но проблема в том, что управляющие компании с 2005 года, как получили в частное управление жилой фонд, так и считают, что это является их постоянным бизнесом. Они стараются, пока этим жилым фондом управляют, вывести максимально денег и вложить их в свой параллельный бизнес. У них нет даже мысли о том, что их ЖКХ-бизнес может по наследству перейти к их детям.
В случае если Вы не можете заставить свою управляющую компанию принимать протоколы общего собрания, если она повышает тарифы, не дает отчетов, то надо уходить из этой управляющей компании в более хорошую. Или создавайте ТСЖ. Но с другой стороны, многие дома, которые в таком управлении побывали, и у которых срок существования 30-50 лет, они уже ни к кому не могут уйти, потому что у них уже больше расходов. Опять же возникает другая проблема: жилой фонд старый, пришли представители другой компании и убедили перейти к ним. Жильцы ушли, а новая компания еще больше ничего не делает и старается собрать с собственников жилья максимально возможное количество денег.
Недовольством жителей пользуются также управляющие компании-мошенники, когда некое ООО приходит и рассказывает, что сделает тарифы на обслуживание в три-четыре раза ниже и в течение года-двух собирают с людей средства. При этом ничего не делается, а потом управляющая компания со всеми деньгами испаряется.
– Как Вы видите дальнейшее развитие челябинской сферы ЖКХ?
– С одной стороны, очень вовремя было принято решение о том, чтобы начать сбор денег не капитальный ремонт. Ведь последние годы все ремонты велись за счет федерального бюджета через Фонд содействия реформированию ЖКХ, и многие дома благодаря этому удалось отремонтировать. В дальнейшем таких денег уже не будет. Все ремонты пойдут за счет собственников. С другой стороны, когда люди вкладывают свои деньги, нужно себя сориентировать, что ваши деньги ушли управляющей компании. Так вы научитесь с коммунальщиков выбивать четкий отчет по этим деньгам.
Я все-таки надеюсь, что с постепенным ростом грамотности среди населения все неэффективные управляющие компании, которые из людей просто выкачивают деньги, с годами будут закрыты. Сами собственники жилья от них откажутся, а их место займут нормальные бизнесмены, которые будут работать примерно за 15 процентов прибыли.
По закону, за свою собственность собственник должен бороться сам. Поэтому мы всех и призываем к общественному контролю, стараемся научить осознавать свою ответственность, чтобы воры от ЖКХ в нашем городе не могли чувствовать себя вольготно.