Челябинских коммерсантов загоняют в «тепловой контур»

Челябинских коммерсантов загоняют в «тепловой контур»

«Нас возвращают в девяностые»

Предпринимательское сообщество столицы Южного Урала пребывает в легкой панике. Причина понятна: получив октябрьские квитанции по расчету за тепло, собственники нежилых помещений в многоквартирных домах поняли, что их вплотную подводят к черте, за которой маячит разорение.

Владельцы универсамов, мастерских и кафе сравнили прошлогодние и нынешние платежки, выставленные им МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети», и обнаружили, что суммы завышены в два, в четыре и даже в двенадцать (!) раз.

Так, руководство магазина, расположенного по адресу проспект Победы,384, в октябре 2015 года за отопление своих 734 «квадратов» заплатило около 12 тысяч рублей. Ровно через год с торговой точки потребовали уже почти 110 тысяч. Магазину по Российской, 63 вместо прошлогодних 6,7 тысяч, энергетики «выкатили» счет в размере 65,6 тысяч.

Но рекорд роста платежей за тепло поставила столовая на Сталеваров, 3 – 60,5 тысяч рублей против 5,2 тысяч осенью 15-го. Удорожание услуг по обогреву 949 квадратных метров предприятия общепита, по подсчету активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ), составило 1158 процентов!

Все это - последствия изменений, внесенных минувшим летом депутатами Госдумы в Жилищный кодекс РФ. Согласно поправкам, плата за тепло с владельцев нежилых помещений в многоквартирных домах теперь будут брать строго пропорционально занимаемым площадям. И никакие приборы учета коммунальщикам не указ, если счетчиками гигакалорий не оснащены сто процентов квартир в данном доме.

Законодательная новелла поставила предпринимателей в полную зависимость от управляющих компаний (они монтируют общедомовые приборы) и от жильцов (они у себя в квартирах должны установить индивидуальные счетчики).

- По сути, эти поправки перечеркивают всю многолетнюю работу предпринимателей по экономии и энергосбережению. Зачем беречь тепло, если тебе все равно выставят «усредненный» счет? Получается, что нас просто отбрасывают в начало 90-х, - с нескрываемым отчаянием констатирует владелец магазина Александр Кийко.

Не добавляет коммерсантам оптимизма и тот факт, что согласно новому подходу обладателю «зеленки» на нежилое помещение теперь придется платить еще и за отопление подвалов. Даже в том случае, если там нет ни одной батареи. Логика коммунальщиков проста, как водопроводная труба: любое здание имеет так называемый «тепловой контур», подвал в этот самый «контур» попадает. Следовательно, так или иначе, он согревается за счет смежных помещений. Тот аргумент, что владельцы смежных помещений тоже платят за тепло, во внимание ресурсоснабжающими организациями не принимается.

Жалоб много – ответа нет

Именно в ОНФ обратились челябинские предприниматели, когда не смогли найти у руководства МУП «ЧГТС» ответа на законный вопрос: откуда взялись в платежках эти безбожные цифры, если общегородской коммерческий тариф на тепло изменился совсем незначительно (с 1578 до 1677 рублей за единицу)?

В минувший четверг в челябинском офисе этой общественной организации прошел «круглый стол», на котором бизнесмены, энергетики и активисты ОНФ попытались если не разрубить «гордиев узел», то хотя бы разобраться в первоистоках проблемы.

- Мы около месяца пытались анализировать сложившуюся ситуацию, - заявил руководитель регисполкома ОНФ Денис Рыжий. – И пришли к выводу, что проблема носит в Челябинске системный характер. Жалоб очень много. На наш взгляд, это совсем не нормально, когда за год плата за отопление вырастает в разы. Да, изменилось федеральное законодательство, но челябинские чиновники и коммунальщики, зная об этом, ничего не сделали, чтобы сгладить острые углы.

С первым лицом областного отделения ОНФ согласился руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Антон Неверов. В ходе обсуждения он задался резонным вопросом: если изначально было очевидно, что рост платежей приведет к ухудшению условий ведения предпринимательской деятельности, то почему южноуральские коммунальщики еще летом не начали бить тревогу? Почему они не обратились в областное правительство, лично к Борису Дубровскому? По сути, они просто подставили губернатора, которому рано или поздно придется отвечать на федеральном уровне за ухудшение бизнес-климата на вверенной территории.

Однако руководитель МУП «ЧКТС» Сергей Лобанов не склонен видеть в сложившейся ситуации что-то из ряда вон выходящее. Факты переплаты он считает единичными. Несмотря на то, что в повестке дня обсуждения была указана фамилия его заместителя, Сергей Маратович нашел мужество прийти на встречу и лично ответить на неприятные упреки предпринимателей. - Нас сегодня много ругают, но челябинским коммунальщикам нужно поклониться, - парировал он. – Посмотрите, что происходит: на улице минус тридцать, а Челябинск даже не вздрогнул. В других региона аварии за авариями, а мы продолжаем работать без сбоев.

Вместе с тем он пояснил: повышение платежей за тепло могло произойти из-за того, что абоненты попали под новую методику расчета. Если раньше МУП «ЧКТС» принимало у владельцев нежилых помещений показания индивидуальных приборов учета, то теперь эти цифры учитываются только в том случае, если буквально все потребители (то есть, владелец каждой квартиры в доме) имеют подобные приборы. А также, если установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. В противном случае показания приборов не играют никакой роли.

Теперь, если у кого-то из обитателей многоэтажки, даже одного-единственного, нет индивидуального прибора учета, но здание оснащено общим прибором, плата распределяется в соответствии с его показаниями пропорционально площади объектов. Если же общедомового прибора нет, то плата начисляется согласно нормативу.

Такое разъяснение спровоцировало нешуточное волнение среди участников разговора. Посыпались возгласы: «Но ведь это не реально!». Если сегодня далеко не в каждой челябинской квартире смонтирован сравнительно доступный водомер, то что говорить о более дорогих приборах учета тепла! Сергею Лобанову ничего не оставалось, как признать справедливость возражений.

- Да, идея оснащения всех квартир приборами учета тепла трудноосуществима. На сегодняшний день в Челябинске таких многоквартирных домов всего три, - привел данные глава ЧКТС.

Проблема усугубляется еще и тем, что «счетчики гигакалорий» технологически нельзя установить на домах старой постройки. А таких в столице Южного Урала едва ли не половина.

Справедливость с точки зрения физики

Многие из приглашенных осознавали, что оказались в какой-то правовой «засаде», жаловаться на которую имеет смысл только в Москву. Ни на регионального бизнес-омбудсмена, ни на антимонопольщиков предприниматели сильно не надеются. Разговор два часа шел по одному и тому же замкнутому кругу. Если с вопросом «Кто виноват?» было более-менее ясно, то вопрос «Что делать?» вводил коммерсантов и общественников в ступор.

- Мы понимаем, что на региональном уровне нельзя принимать законы, противоречащие законодательству РФ, но смягчить последствия местные власти могли, – такого мнения придерживается Александр Кийко. – Нужно отдавать себе отчет, что добиться поголовной установки теплосчетчиков в доме нереально.

Выходит, что собственники помещений – предприниматели и граждане – потратили деньги на приборы учета, но теперь могут их попросту выбросить. Стимула устанавливать индивидуальные счетчики у других собственников квартир, простых граждан, тоже нет – потому что все равно в доме найдется хотя бы одна семья, которая их ставить не захочет или не сможет. А значит, показания и у всех остальных в доме не будут учтены.

Любопытно, что когда директора МУП «ЧКТС» спросили, считает ли он такой подход справедливым, Сергей Лобанов, не колеблясь, ответил утвердительно. Он уверен, что новая система приведет к тому, что каждый собственник будет платить за фактически потребленное тепло. А до этого, возможно, коммерсанты снижали температуру в своих помещениях, чтобы получать халявное тепло «из-за стенки».

- Как инженер я беру в расчет простую физику: если в одном помещении температура выше, то оно через перегородку греет соседнее, - привел доводы господин Лобанов. - Считаю, справедливым, когда люди платят за фактически потребленный ресурс. ЧКТС всегда шла навстречу нашим потребителям, даже когда они отапливали свои помещения за счет жилого дома, а их приборы учета показывали низкое потребление. Думаю, именно у таких потребителей и произошел рост.

Однако когда присутствующие перешли к главному пункту повестки – как устранить внезапно возникший дисбаланс – конструктивное решение никто не смог предложить. Заместитель руководителя регионального министерства тарифного регулирования Антон Дрыга заявил, что его ведомство отвечает только за тарифы, а тарифы как раз выросли незначительно. Он пояснил, что единственный способ как-то «разрулить» ситуацию – это внести поправки в федеральное законодательство. Но кто и как это должен сделать, так и осталось за скобками беседы.

Промежуточные итоги дискуссии подвел Денис Рыжий:

- К сожалению, нам пока не удалось найти источник этой проблемы. Коммунальщики и чиновники ссылаются на то, что изменилось федеральное законодательство и получается, что выше головы они прыгнуть не могут.

Но в то же время ОНФ ясно заявляет о своей позиции: нужно предвидеть подобные ситуации. Об изменении закона стало известно еще летом, поэтому можно было заранее провести какую-то информационную работу, запланировать встречи с предпринимателями, которые попадают в сегмент резкого повышения цен за тепло, подготовить аналитику. Можно было начать бить тревогу, чтобы федералы получили обратную связь из регионов.

Непонятно еще и вот что: далеко не все субъекты федерации столкнулись с подобной проблемой. Нам чиновники объясняют: возможно, челябинские предприниматели просто раньше не доплачивали за тепло, а теперь получили справедливую цену. Но о какой справедливости можно говорить, когда небольшому магазину выставляется счет в 600 тысяч? Он столько аренды никогда не соберет. Мы анализировали ситуацию и не увидели какого-то единого алгоритма, по которому начисляется новая плата. Любой бизнес создается, чтобы зарабатывать деньги. В подобных условиях у коммерсантов два выхода – или повышать цены (и при этом становиться неконкурентоспособным) или закрываться.

Налицо какая-то системная проблема. Она может касаться неправильно собранной информации при принятии поправок в федеральные законы. Для нас же очевидно, что данные участники рынка – владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах – столкнулись с явной несправедливостью. Сейчас у предпринимателей опущены руки, они не понимают, что дальше делать, некоторые из них находятся на грани закрытия бизнеса. И еще один вывод, который можно сделать по итогам нашего «круглого стола»: обсуждаемые изменения полностью перечеркивают усилия по поводу установки приборов учета тепла. Нам много говорили, что нужно экономить ресурсы, а сейчас выходит, что это бессмысленно и проблема энергосбережения в России уже не актуальна.

На данный момент могу констатировать: проблему (а она непростая) мы не побоялись обозначить. Будем собирать предложения, вносить свои, интересоваться мнением экспертов и по линии ОНФ двигать вопрос на федеральный уровень. Убежден, что в Москве проблема будет замечена.

Постскриптум

Когда готовился этот материал, пришла информация из Сибири, где отделение Общероссийского народного фронта в Новосибирской области обратилось в управление Федеральной антимонопольной службы с предложением проверить обоснованность увеличения региональных тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2017 году.

Общественники пришли к выводу, что местные власти резко повышают цену на коммунальные услуги как раз потому, что их клиенты стали слишком экономными. Эксперты ОНФ уверены, что увеличением тарифов регулятор пытается не только изыскать резервы для модернизации сетевого хозяйства, но и компенсировать потери ресурсоснабжающих организаций, которые возникают из-за экономии потребителями тепла и воды. Сейчас проверкой обоснованности решения местных чиновников занимается прокуратура Новосибирской области.

VK31226318