В Саткинском районе «тяжелеют» суммы оплаты услуг ЖКХ и растут коммунальные долги населения
На 50 миллионов больше
По словам руководителя управления ЖКХ Людмилы Алпатовой, в начале текущего года задолженность населения перед организациями коммунального комплекса составила почти 300 миллионов рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2015 года долг вырос более чем на 50 миллионов.
Особенно рост задолженности отмечается в Сатке: со 148,898 млн. руб. на 1 января 2015 года до 171,128 млн. руб. – на 1 января года текущего. Аналогичная ситуация в Бакале (увеличение с 68,389 млн. руб. до 97,022 млн. руб.).
«Большая часть задолженности по Бакальскому городскому поселению приходится на Иркускан. Жители именно этого поселка стабильно не платят за предоставляемые им коммунальные услуги. В Бердяушском, Сулеинском, Айлинском и Межевом городских поселениях также отмечается увеличение долга», - подчеркнули в управлении.
Сезон на грани срыва
Недополученные миллионы ставят подготовку к зиме и начало нового отопительного сезона на грань срыва. Об этом заместитель главы Саткинского района Павел Баранов предупредил еще в конце июля.
- Необходимо активизировать работу по взиманию долгов с населения. Жду от всех компаний четких планов с прогнозируемыми показателями, а также слаженных и динамичных действий - вплоть до судебных разбирательств. Я все понимаю: рост тарифов ЖКХ и задержка заработной платы играют свою роль. Но также вынужден констатировать, что тарифы на коммунальные услуги в регионе устанавливаются министерством по тарифам. В свою очередь, на себестоимость коммунальных ресурсов существенное влияние оказывает стоимость товаров и услуг смежных отраслей, в том числе сложившийся уровень цен в топливно-энергетическом и строительном комплексах. Уверен, варианты погашения задолженности есть, необходимо работать над ними.
Правительством РФ и Челябинской области, руководством Саткинского района предусмотрены меры социальной защиты и поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Отдельные категории жителей (такие как участники ВОВ, инвалиды, ветераны труда) могут воспользоваться льготами. Семьи, у которых доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг превышает 22 процента от совокупного дохода семьи, могут рассчитывать на субсидии.
Помимо прочего, должники, которые не попадают ни в одну из перечисленных категорий, могут погасить долг частями, оформив его реструктуризацию.
Если же и на это нет средств, существует честный вариант: должник может устроиться на работу в управляющую компанию или ТСЖ и своим трудом возместить неоплаченную сумму.
Таким образом, погасить долги перед коммунальным комплексом вполне реально, просто не каждый житель знает о своих ресурсах. Поэтому главы поселений и сотрудники УК, ТСЖ должны предложить жителям варианты решения проблем и разъяснить долговые последствия. Кстати, российским законодательством предусмотрена возможность принудительного выселения за неуплату коммунальных услуг и введение ограничений на тепло и водоснабжение.
Дефицит информации
Холод в квартирах и большие суммы в квитанциях от энергоснабжающих организаций – еще две актуальные проблемы, с которыми сталкиваются многие собственники жилья в многоквартирных домах.
Между тем, решить вопрос с теплом бывает непросто. Главная сложность - в отсутствии достоверной информации о причинах холода. По словам специалистов, квартиры могут плохо прогреваться из-за несоответствующей погоде температуры теплоносителя, и тогда взаимодействовать нужно с энергоснабжающей организацией. Холодно может быть из-за неудовлетворительного состояния внутренних сетей дома, в первую очередь, забитых ржавчиной и грязью труб, радиаторов отопления. А также из-за неправильной регулировки подачи воды на дом, подъезд. Этими вопросами занимаются управляющие компании и ТСЖ.
Случается, что квартира отапливается хорошо, но в ней много щелей, а старые окна не удерживают тепло. Тогда о тепле должен позаботиться собственник жилья.
Центр против «тяжелых» квитков
Суммы к оплате за общедомовые расходы в квитанциях - относительно новая проблема для жителей района. Многим кажется, что они необоснованно завышены. По словам Павла Баранова, данные подозрения не всегда беспочвенны. А разобраться в сложной системе учёта потребления ресурсов, в системе расчётов платежей ой, как не просто.
Что же делать собственникам квартир? Над этим вопросом всерьёз задумались специалисты администрации района. В результате в ноябре 2013 года учредили муниципальное унитарное предприятие «Ситуационный диспетчерский центр».
К середине июля текущего года к системе было подключено уже 124 многоквартирных дома и 72 бюджетных учреждения Сатки, Бакала, Рудничного, Межевого, Сулеи, Айлино, Бердяуша, Жукатау. Это те объекты, по которым сегодня ведётся мониторинг данных. На обслуживании у МУП «СДЦ» находятся 66 многоквартирных домов и 61 бюджетное учреждение.
Стоимость услуг – порядка 2,5 тысячи рублей в месяц с дома. При этом благодаря работе центра на многих многоквартирных домах удаётся достичь экономии, существенно превышающей эту сумму.
«Сегодня можно смело заявлять о том, что данная организация отладила свою работу и показала обнадёживающие результаты», -заверили в муниципалитете.
- Ситуационный центр осуществляет контроль за качеством энергоресурсов и соблюдением договорных параметров энергоснабжающими организациями, - уточняет Павел Баранов. – Выявляет дома с повышенным потреблением горячей, холодной воды, тепла. Анализирует данные и даёт собственникам жилья рекомендации о том, как добиться экономии и обеспечить тепло в квартирах.
Кроме того, МУП занимается обслуживанием и эксплуатацией узлов учёта. На данный момент это единственная организация в районе, которая имеет соответствующую лицензию. Важность правильного и своевременного обслуживания узлов учёта переоценить сложно. Без этого приборы могут вскоре начать давать недостоверные сведения, которые скажутся на суммах в квитанциях. А могут выйти из строя, тогда расходы на ремонт или замену лягут на плечи собственников жилья.
Другой важный момент: МУП «СДЦ» является организацией, для которой значим экономический эффект финансовых затрат жильцов, а не показатели своей прибыли. Жители же часто заключают договора на обслуживание либо с энергоснабжающей организацией, либо с управляющей компанией. И не задумываются о том, что как первые, так и вторые, могут иметь интересы, отличные от интересов собственников жилья.
Если говорить о мониторинге данных, то он ведётся в автоматическом режиме. Узлы учёта через сим-карты подключены к единой системе сбора и анализа данных. Система собирает данные о температуре подаваемого на объекты теплоносителя и горячей воды, объёмах потребления услуг, позволяет оценить ситуацию в динамике. Она же проводит предварительный анализ данных, указывает на возникающие отклонения от нормы. Данные обновляются каждый час. Кстати, это позволяет специалистам центра оперативно выявлять скрытые порывы во внутридомовых сетях (например, в подвальных помещениях) и принимать соответствующие меры.
Администрация обеспечила возможность знакомиться с данными всем жителям Сатки: разместила баннер со ссылкой на ресурс МУП «СДЦ» на своем официальном сайте (в правой колонке под названием «Показания общедомовых приборов учёта»). Перейдя по ссылке, введя указанные там же логин и пароль, можно получить доступ к базе данных.
Можно узнать качество, объёмы потребления энергоресурсов по каждому из подключенных к программе домов. В базе содержатся данные о самих приборах учёта, сроки поверки, выполненные работы и другая важная информация. В Бакале доступ к аналогичному ресурсу имеют старшие домов.
Ситуационный центр продолжает развиваться. В ближайших планах - оснащение узлов учета в бюджетных организациях датчиками давления и датчиками температуры наружного воздуха. Сам центр предстоит оснастить оборудованием для проведения энергетических обследований в учреждениях. Планируется подключение счетчиков учета расхода электрической энергии в бюджетных организациях и многоквартирных домах к СДЦ. Намечено комплексное обслуживание объектов (узлов учета, системы тепло и водоснабжения и подготовка к отопительному сезону).
Фото предоставлено администрацией.