Лукавый конкурс

Лукавый конкурс

При банкротстве ООО «Взрывпром» в поселке Магнитка Кусинского района активы предприятия продали по дешевке, а рабочих оставили без зарплаты.

Самая уязвимая категория кредиторов при банкротстве предприятия - его собственные сотрудники. Есть масса примеров того, как люди годами бьются за получение своих кровных, но так и остаются с носом. В нашем государстве, по большому счету, не выработаны механизмы, защищающие потерпевших в подобной ситуации. С конкурсных управляющих, пускающих с молотка активы разорившихся фирм, взятки, как правило, гладки. Собственность предприятий в процессе конкурсов попадает в нужные руки по смешной цене. А потому денег на выплату задолженности по зарплате не хватает. Бессильными оказываются и адвокаты, и суды, и судебные приставы, не говоря уж о простых гражданах.

СУД НЕ ПОМОГ

В наш корпункт обратились жители поселка Магнитка Кусинского района. Семеро бывших сторожей и водитель ООО «Взрывпром», разорившегося почти два года назад (определением областного арбитражного суда от 30 января 2009 года на предприятии была введена процедура внешнего управления, а 19 апреля 2010 года фирму признали банкротом). Рабочие просили предать гласности их проблему: имея на руках решение суда о выплате задолженности по заработной плате (примерно по 25-45 тысяч рублей каждому), своих денег они так и не увидели. При этом сотрудников ООО «Взрывпром» вынуждены были уволиться по собственному желанию, оставив без положенного в таких случаях трехмесячного пособия. Потерпевшие надеялись получить деньги после распродажи имущества, которая закончилась сравнительно недавно - в декабре прошлого года.

Вероятно, по причине отсутствия веры в справедливость в стороне от инициативной группы остались начальник участка буровзрывных работ, главный инженер и главный бухгалтер предприятия, а также другие сотрудники, которым тоже задолжали зарплату. Оно и неудивительно: ни судебное решение, ни попытки приставов его исполнить не возымели результата. Существовала ли возможность отдать людям заработанное или их дело было обречено на проигрыш? Забегая вперед, ответим: шансы все-таки были. Но их упустили.

КАК СБИВАЮТ ЦЕНЫ

Главный принцип аукциона - набить цену выставляемому на кон лоту. Но при распродаже имущества банкрота устроители этого мероприятия цену, как правило, намеренно сбивают. Причем в законном порядке и так стремительно, что она просто тает на глазах как шагреневая кожа. Хотя в условиях конкурса оговаривается: победителем признается участник, предложивший наибольшую цену. Однако в действительности потенциальных конкурсантов всяческими способами не допускают до торгов. При отсутствии заявителей конкурс раз от раза признается недействительным, при этом цена выставленного на продажу имущества может упасть до нижнего предела - 10 процентов от первоначальной стоимости.

При таких вольготных законах случаются весьма печальные курьезы. Например, несколько лет назад в Катав-Ивановске литейно-механический завод был продан всего за… 27 тысяч рублей, по цене небольшого дачного домика. Подобное случилось и с ООО «Взрывпром».

Конкурсный управляющий Геннадий Прутков отказался назвать фактическую цену, по которой были распроданы активы предприятия-банкрота. Но, по неофициальным данным, с уровня реальной стоимости (установленной оценочной организацией из Чебаркуля ООО «Эксперт») в пять с лишним миллионов (точнее - в 5 262 403 рубля) она усохла до 500 тысяч с небольшим довеском. Сразу оговоримся: в соответствии с законом. Объявления о проведении и ходе конкурных мероприятий, как это и положено, публиковались в местной газете.

На продажу было выставлено несколько объектов недвижимости: склад взрывчатых материалов площадью 600 квадратных метров, перепланированное под кабинеты клерков здание бывшей АТС с двумя гаражными боксами для грузовиков площадью более 3500 квадратных метров, караульное помещение, склад капсюлей и другие строения и оборудование.

ОТ ТОРГОВ «ОТГОВОРИЛИ»

По официальным данным, на участие в конкурсе не поступило ни одной заявки. Но желающие поучаствовать в торгах, как выяснилось, были. С одним из них, предпринимателем из Кусы Дмитрием Бородиным, удалось встретиться. Поговорить с ним посоветовал судебный пристав Андрей Пшеничников. В свое время он старался привлечь к торгам местных бизнесменов, заботился, чтобы появились деньги для расчетов с рабочими из Магнитки. Агитировал и Бородина.

- Я решил принять участие в торгах, ездил в Магнитку, готов был купить здание АТС «Титан» (оцененное в 1 миллион 900 тысяч рублей. - Прим. автора), - рассказывает Дмитрий Бородин. - Но устроители конкурса говорили мне, что в заявке обязательно найдутся ошибки, и она все равно будет отклонена. А после этого и представители правоохранительных органов принялись отговаривать меня от участия в торгах. Заявку я так и не подал…

А зря. Зарегистрируй Бородин свою заявку, можно было бы оспорить решение о признании конкурса несостоявшимся. Да, скорее всего, такого решения и не было бы вовсе. Торги пришлось бы проводить. К слову, наученный горьким опытом Бородин изменил тактику. Недавно он выиграл на муниципальном конкурсе парикмахерскую, несмотря на то, что ему советовали не соваться на торги. Опыт показал, что надо «соваться», надо пользоваться брешами в драконовских законах. Иначе получится, как в нашей истории.

- Бородин? - переспросил конкурсный управляющий Геннадий Прутков. - Впервые слышу эту фамилию.

Других бизнесменов, делавших попытки попасть на торги, отыскать не удалось. Но, возможно, их и не было. Кого-то удалось отпугнуть самим объявлением о конкурсе. В нем было указано, что недвижимость продается ветхая, в «возрасте» примерно 60-70 лет. На самом же деле некоторые объекты возводились в 90-е годы прошлого века. К сожалению, в местном БТИ от корреспондента потребовали официальный запрос, а в ответ на него пообещали поднять архивы в течение 15 дней. Но нашлись свидетели.

- В объявлении сказано, что склад взрывчатых веществ (емкостью в 240 тонн. - Прим. автора) построен в 1938 году, - недоумевал Николай Частухин, - а на самом деле он почти новый, ему не больше 20 лет. В те годы я работал на предприятии заместителем директора по снабжению. При мне в начале 90-х годов строился большой склад, а затем и помещение поменьше для хранения средств инициирования: шнуров, детонаторов и прочего.

- Караульное помещение в лесополосе якобы 1938 года постройки я сам возводил с 1996 по 1998 год, будучи мастером участка по производству железобетонных изделий Златоустовского рудоуправления, - вспоминает Сергей Никулин.

НА НЕТ И СУДА НЕТ?

- Нам так и не удалось наложить арест на имущество ООО «Взрывпром», - говорит с сожалением судебный пристав Андрей Пшеничников. - Конкурсный управляющий добился, чего хотел. Геннадия Пруткова искали через милицию, прокуратуру. Не нашли. Обращались в арбитражный суд. Я считаю, что арбитраж должен был каким-то образом поручиться за конкурсного управляющего, принять меры к его сотрудничеству с судебными приставами. Но мне отвечали: «Это ваши проблемы». А мы не владеем информацией. Все документы определением арбитража передаются конкурсному управляющему, у нас нет даже описи имущества. Нет права запросить бумаги. Все в руках управляющих. Захотят, продадут все за 100 рублей. Господин Прутков появился только в конце декабря прошлого года, чтобы снять с учета всю недвижимость. На требование выплатить задолженность потерпевшим ответил: «Нам самим на зарплату не хватает».

С корреспондентом «Челябинского рабочего» конкурсный управляющий был более дипломатичен.

- Кроме рабочих у нас есть и другие кредиторы, - сказал он. - Имущество ООО «Взрывпром» приобрело частное лицо.

Возможно, на предприятие с новой вывеской и тем же профилем (разработка карьеров, геологоразведка и прочее) ему придется нанять на работу прежних сотрудников. Они будут, как и раньше, выполнять привычные обязанности. Но предъявить новому хозяину иски они не смогут: по закону он не является правопреемником предприятия-банкрота. То есть взятки все так же гладки, ухватиться не за что. Правда, осталась одна зацепка - проверить, не было ли искажений информации в объявлении о торгах. Уцепившись за нее, можно попробовать вернуть собственность, проданную в 10 раз дешевле своей стоимости.

VK31226318