Примите меня в профсоюз!
Профсоюзный лидер Кыштымского медеэлектролитного завода Валерий Зимин в прошлом году доказал: на предприятии есть сила, с которой вынуждена считаться администрация.
В прошлом году председатель профкома кыштымских металлургов возглавил протест рабочих против бесчинства работодателей и неприкрытого давления на профессиональную организацию, призванную защищать интересы трудового люда. Администрация предприятия поняла: есть сила, с которой надо считаться.
Бывшие менеджеры завода не жаловали профсоюзную организацию. Больше того: пробовали ее уничтожать. Два года назад на предприятии начались массовые сокращения. Если в 2008-м на медеэлектролитном работали 2900 человек, то в 2009-м их осталось около полутора тысяч. Людей шантажировали, предлагая: оставим, если напишешь заявление о выходе из профсоюзной организации.
- И писали, - подтверждает Зимин, - в основном ИТР. Раньше почти все сотрудники завода - 98 процентов - были членами профсоюза. А в результате административного прессинга на работающих их стало почти на 40 процентов меньше.
Если бы отток продолжился, произошло бы неотвратимое: не имея 50-процентного охвата, профорганизация утратила бы право представлять интересы рабочих и ИТР при заключении коллективного договора. Но произошло неожиданное: в профком стали поступать заявления с просьбой о принятии в профессиональную организацию! Чаще всего авторами подобных заявлений были как раз рабочие. И это понятно: их несколько лет кормили обещаниями поднять заработную плату. А в итоге - пшик.
Заводских пролетариев возмущала несправедливость: в результате сокращений работающих стало вдвое меньше, а объемы выпуска продукции во столько же раз увеличились.
Интенсивность труда возросла. И что же? Средняя зарплата осталась прежней - 16 тысяч рублей, хотя покупательная способность рубля за три года упала почти на 30 процентов. То есть, по большому счету, заработная плата неуклонно катилась вниз.
Главным переговорщиком в общении с администрацией стал председатель профкома Валерий Зимин. Но вскоре он понял: переговоры обернулись бесконечным набором обещаний и отговорок. Надо было принимать меры, заявлять о своей позиции в полный голос.
Когда разуверившиеся во всем люди обратились к Зимину, он и встал во главе протестного движения. Понимая, что без цивилизованной организации протест может стать стихийным и иметь непредсказуемые последствия, все делал по закону, советуясь с юристами.
Апрельские тезисы
«Советовались» и с ним. Однажды, за неделю-две до намеченного митинга, Зимина пригласили в высокий заводской кабинет. Через стол бросили фразу: «Разве ты не понимаешь, что ничего не добьешься: перед тобой стена?!» Точно такой же вопрос 120 лет назад в полицейском участке задавали 17-летнему Володе Ульянову. Будущий вождь мирового пролетариата отреагировал без промедления: «Стена, да гнилая. Ткни пальцем - развалится». Но Валерий Зимин понимал: стена, напротив, очень даже крепкая. Поэтому твердо заявил: «Я поступаю по совести!» От таких слов его оппоненты опешили. Во-первых, никогда прежде ничего подобного не слышали. Во-вторых, никогда ими не пользовались.
Из-за ненадобности.
И вот наступило 30 апреля. У центральной проходной Кыштымского медеэлектролитного завода собралось около трех сотен митингующих металлургов. Среди них были коллеги из Челябинска, Златоуста, Карабаша, Нагайбака. Участников могло быть больше, но администрация предприятия отменила обеденный перерыв, на время которого и была назначена акция протеста. А управленцам настрого запретила смотреть из окон на происходящее.
Первым к трибуне с логотипом Горно-металлургического профсоюза России подошел председатель профкома КМЭЗ Валерий Зимин. Он озвучил требования к руководству завода и Русской медной компании: повысить зарплату всем работающим на 20 процентов, разработать новое положение об оплате труда и премировании, прекратить административное давление на членов профсоюза.
- Конечно, сомнения были, - вспоминает Валерий Яковлевич. - До конца не верилось, что наш протест возымеет свое действие. Но нас поддержали коллеги из Челябинска, Златоуста, Карабаша, Нагайбакского района, где находится Александринский рудник.
Уверенности в правоте придали и слова одного московского гостя. Когда ему пожаловались на пристрастное отношение к профсоюзу со стороны заводской администрации, тот обронил всего три слова: «Значит вас боятся!»
Сейчас предприятием руководит новая команда. По словам Зимина, если прежде были менеджеры, то теперь - руководители, для которых моральный климат на заводе не менее важен, чем прибыль. Начались изменения к лучшему: поднимается средняя зарплата, значительно улучшилось материальное положение низкооплачиваемых работников. Между профсоюзом и администрацией нет уже былого антагонизма. Теперь они не по разные стороны баррикад. 12 июня 2010 года на демонстрации по случаю Дня России в колонне металлургов рядом шли, что раньше невозможно было представить, генеральный директор и председатель профкома.
Но расслабляться рано. В день, когда мы беседовали с Валерием Яковлевичем, поступил сигнал: начальник одного из заводских подразделений склоняет подчиненного написать заявление о выходе из профсоюза.
- Если факт подтвердится, немедленно обращусь в прокуратуру, - с непривычной жесткостью в голосе отреагировал Зимин.
Юрий Горанов, председатель областной организации Горно-металлургического профсоюза России:
- Весной 2010 года на Кыштымском медеэлектролитном заводе произошло уникальное событие: профсоюз организовал митинг протеста. Прежде никогда ничего подобного не было, конфликты решались в ходе переговоров между профсоюзом и администрацией. Надо быть мужественным человеком, чтобы возглавить рабочее движение и добиться результата. Во всех делах Валерия Яковлевича отличает ответственность и добросовестность. А самое главное - ему доверяют люди. И он их ожидания не обманывает.
Справка
Валерий Яковлевич ЗИМИН родился в Кыштыме 21 сентября 1951 года. Отслужив в армии, поступил на вечернее отделение местного филиала политехнического института. Работал ведущим конструктором на машзаводе. Почти четверть века трудится на КМЭЗе: был начальником ремонтно-строительного цеха, более 20 лет является председателем профкома. Считает, что Кыштыму необходима действенная, не на бумаге, ассоциация профсоюзов.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве