Экономика культуры

Экономика культуры

От развалившегося сельского клуба до пока не созданного Челябинского симфонического оркестра - сфера забот министра культуры области.

На столе министра культуры области Алексея Бетехтина увидела книгу из узнаваемой серии «Библиотека школьника» - Чернышевский, «Что делать?». Алексей Валерьевич, поймав мой недоуменный взгляд, открыл обложку, страницы под ней были чистыми.

- Эту «книгу» еще надо написать, - улыбнулся министр.

Кто-то сделал чиновнику оригинальный подарок с умыслом: на извечный российский вопрос областному главе отрасли, которая десятилетиями финансируется по остаточному принципу, нужно отвечать ежедневно, если не ежечасно.

- Алексей Валерьевич, какие на сегодня самые болевые точки в вашем хозяйстве? Что нельзя откладывать?

- Откладывать бы ничего не хотелось. Но и необъятное нельзя объять. Пытаемся обозначить приоритеты. Не значит, что они будут вечными. Первое, что нужно сделать, как бы прозаично это ни звучало, - восстановить материально-техническую базу. Войны не было, но атака кризиса разрушительно повлияла на нее, а база - наш инструмент для работы. Нужно ремонтировать здания, где находятся учреждения культуры, насыщать их современной техникой. Делать все необходимое для оказания качественных услуг населению, ведь мы относимся к сфере услуг, и чиновники в том числе.

Одна из проблем - музыкальным школам требуется 147 миллионов рублей на приобретение инструментов. Я видел ансамбль, в котором дети играют на пилах, деревянных ложках, колотушках. Но это фольклорный коллектив. А как учить играть на пианино, которое уже не поддается настройке, или на гитаре, которая на ладан дышит? Мы таким образом калечим детей, а тяга у них есть, в музыкальных школах необычайный наплыв, у нас он выше общероссийского. Я понимаю: это заслуга взрослых, и хорошо, что родители начали активно приводить детей в школы искусств. А мы должны уметь распахивать двери. Значит 147 миллионов рублей нужно найти. Думаю, в паритете с муниципалитетами проблему можно решить.

В сфере культуры по-прежнему остро стоит квартирный вопрос. Государство больше не дает бесплатных квартир, однако артистам, особенно начинающим, надо где-то жить. Театр оперы и балета ежемесячно платит 400 тысяч из заработанных им денег за съемные квартиры. Их бы тратить на новые постановки, которые принесут новые доходы.

«Квартирный ответ» решит и проблему закрепления кадров. Знаете, сколько стоит сегодня подготовка профессионального музыканта? Не один миллион рублей. Содержание музыкальных школ, училищ, институтов - все оплачивается из бюджета, в исполнительском искусстве нет платного обучения. У нас хорошая подготовительная база, но нет возможности предоставить выпускнику жилье. И соседние регионы с удовольствием «покупают» специалистов, выученных за счет бюджета нашей области. В свое время мы подготовили артистов редкого профиля - кукольников. Но их тоже разобрали соседи, предоставив жилье и зарплату. Зачем же мы деньги на их обучение тратили? А выход есть. Найти полтора-два миллиона рублей на квартиру, тем более что она может быть ведомственной, предоставить ее на условиях контракта на пять-десять лет, и пусть человек спокойно работает, копит деньги на собственную квартиру. А если отдать один-два подъезда под служебное жилье артистам, то сэкономленные деньги можно направлять на творческий процесс. Нынешние власти это понимают.

Если говорить о профессиональном искусстве, очень беспокоит состояние театра драмы, где сцену 30 лет не ремонтировали. Я боюсь: прочтут мои слова соответствующие органы и придут с санкцией - закрыть. В театре оперы и балета сцена тоже в плачевном состоянии.

Наша мечта - сделать качественную современную реконструкцию и потом поддерживать этот уровень. Пока же некоторые столичные театры, которые хотели бы гастролировать в Челябинске и которые получают гранты президента России под гастрольные проекты, не могут встать на наших сценах, потому что техническое обеспечение не соответствует их требованиям. А вот в соседнем Екатеринбурге с этим все в порядке.

- Кстати, и там, и у других соседей - в Перми, где культура тоже «сидит на бюджете», просто каскад культурных мероприятий. Или они другие источники находят? У них есть меценаты, современные Третьяковы и Мамонтовы?

- Есть, но каждый Мамонтов смотрит сейчас на власть. Бывший свердловский губернатор Россель, например, долгое время возглавлял попечительский совет филармонии, а попечительский совет театра музкомедии возглавлял его первый заместитель, председатель правительства. Естественно, в этот совет входили директора и владельцы крупных промышленных предприятий, они и решали проблемы этих учреждений. В результате привлеченных спонсорских средств филармония получала в два раза больше, чем из бюджета. У нас спонсорские деньги не составляют даже одного процента от бюджета.

- Хочется думать, что и у нас попечительский совет возникнет. Кстати, известно, что упомянутый вами Россель не пропускал премьерных спектаклей. Петр Иванович Сумин тоже, бывало, посещал театры. А вот нынешнего губернатора там не видно.

- Думаю, это из-за дефицита времени. Когда Михаил Валериевич принимал председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, я убедился: наш губернатор в курсе всего, что происходит в сфере южноуральской культуры. И старается в силу возможностей помогать, выделяя дополнительные средства на культурные проекты. В прошлом году это были деньги для выставок Третьяковки, Дюрера, а нынче мы получили пять миллионов рублей на фестиваль высокой музыки и четыре миллиона - на Пасхальный фестиваль Гергиева. У Михаила Валериевича есть свое представление и о работе театров. Два первых зама, Грачев и Комяков, насколько я знаю, не просто любят театральное искусство, но и хорошо в нем разбираются. Часто вижу на спектаклях вице-губернатора Евдокимова. Просто у них не принято афишировать свои «культпоходы», они идут не через служебный вход, а как обычные зрители.

Надо сказать, что финансирование культуры у нас не меньше, чем в Екатеринбурге. Но благодаря грантам и инвесторам свердловчане только театру драмы и филармонии выделяют столько денег, сколько мы шести своим театрам и филармонии. При этом наш оперный театр в идеале «стоит» 200-300 миллионов рублей в год, это та сумма, которая необходима дополнительно к бюджетным 120 миллионам.

Картинная галерея - хранитель стратегического культурного запаса области, бесценных ценностей, которые пока что свалены в запасниках. Срочно надо решать вопрос с хранением. Кстати, пока не появился областной краеведческий музей, точно так же были свалены в кучу исторические артефакты, мы могли лишиться вещественных доказательств существования нашей области. Но картинная галерея никогда не будет зарабатывать деньги для своего обеспечения, и ни в одной стране этого нет.

- У нас даже коллективы, которые мы называем визитной карточкой региона, не имеют достойных условий. У оркестра «Малахит» нет своей репетиционной базы. Ансамбль танца «Урал» редко выступает за пределами Челябинска: не на чем ездить.

- Оба коллектива уникальны. Надо их сохранять всеми силами. «Малахит» репетирует в помещении ЧГАКИ - федеральном учреждении - и за аренду платятся деньги, а здания, за которые мы ответственны, арендуют коммерческие структуры. Получается, мы деньги из одного кармана достали и в другой переложили. Помещение для оркестра ищем. Идет ревизия зданий, памятников архитектуры, стоящих на балансе минкульта, их в настоящее время занимают коммерческие структуры. Ведем переговоры об их освобождении, чтобы поселить там свои, профильные учреждения. Я рад, что эту позиции поддерживает областное министерство промышленности.

Наконец-то выделено более семи миллионов рублей на приобретение транспорта. Купим один большой автобус и один маленький, «припишем» их к филармонии, правда, пока они будут обслуживать всю челябинскую культуру, включая театры. Но хотя бы с этого начать. Так что «Урал» скоро сможет чаще гастролировать со своими замечательными танцами.

- Коллектив давно полюбили в Европе. Он уже сработал на имидж области.

- Верно. Там, где побывал ансамбль, Челябинск теперь знают. Кстати, в июне планируем отправить «Урал» в Абхазию по программе российской поддержки, он также даст несколько концертов в Сочи и Адлере. Прошли переговоры по поводу обменных летних концертов оркестра «Малахит» и Сочинского оркестра народных инструментов, который выступит не только в Челябинске, но и по области.

Мы сейчас разрабатываем программу «Театрально-концертный зал». В крупных городах области на базе дворцов культуры появятся семь «опорных пунктов» - залов, где будет администратор, «окошко» с кассовым аппаратом, чтобы жители тех мест могли купить билеты на любое представление в областном центре. А в самих залах с периодичностью раз в неделю будут проходить спектакли театров области.

- Общественность обеспокоена, что в двух главных челябинских театрах, драматическом и оперном, неспокойно…

- В драме актеры выразили недовольство режиссером, а СМИ трубят об этом как о сенсации! Таких «сенсаций» в любом коллективе сколько угодно. История конфликта такова. В ноябре ко мне пришла группа актеров. Сказали: «Мы с августа ждем, когда нас соберут, у нас накопилось много вопросов». Я тогда же попросил директора театра Владимира Макарова собрать коллектив. Но встрече помешали какие-то обстоятельства. Недовольство росло. Точка кипения перешла все границы, пар уже словами не заговорить. Ситуация вылилась в демонстрацию в виде голосования и выражения недоверия режиссеру. 97 человек против него и всего пять - за. Хотя голосование нелегитимно, никого по голосованию не увольняют, в КЗОТе этого нет, но труппа требует: хотим, чтобы видели наше единство. В глубине конфликта - человеческий фактор. Труппа, воспитанная Наумом Орловым, ждет второго Орлова, а его нет. Не прижился Гурфинкель, скоро уйдет Зайкаускас. В театре будут работать приглашенные режиссеры, однако мера эта временная. Нужен творческий лидер. Сейчас в драме первое лицо не худрук, а директор, но к этому приходят многие театры, и это не причина конфликта, как некоторые думают. Ставить во главе театра художественного руководителя, мне кажется, ошибочно. Попытка сделать лидером Гурфинкеля привела к тому, что начались перекосы в экономике, театр тогда практически обанкротился. Если бы финансы контролировал директор, а не человек художественного склада, Гурфинкель, возможно, дольше бы продержался как главный режиссер

- А что с театром оперы и балета?

- В его составе четыре творческих коллектива: оркестр, балет, опера, хор. Иногда возникает конфликт интересов. Каких спектаклей больше - оперных или балетных, тоже больной вопрос. Почти во всех театрах мира балетные спектакли пользуются большим спросом, чем оперные, у нас наоборот. В опере были очень сильные солисты, бывший руководитель труппы Галина Зайцева находила возможность их держать. Но на сегодня часть из них ушла, в том числе и по вине художественного руководства. Недавно оперную труппу возглавила Наталья Заварзина, солистка этого театра, надеемся, что при ее руководстве прекратится отток талантливых исполнителей.

- А что скажете о руководителе балета Константине Уральском?

- Как любой творческий человек, он своеобразен, но, безусловно, талантлив, к нему стоит прислушиваться. Балет у него в нормальном состоянии. Если его поддержать, будет еще сильнее. Уральский ставит цели и умеет их добиваться. Показал это на примере совместного проекта с французами, я имею в виду готовящийся вечер Стравинского. Вся финансовая тяжесть проекта легла на плечи театра. Что делать? Мы стали извиняться перед французами. Но Уральский нашел полтора миллиона спонсорских средств, продолжает искать. Тут уж мы не могли не помочь, я пошел к Евдокимову, попросил «ответить ставкой на ставку». Вице-губернатор обещал найти полтора миллиона.

Важно осознавать, что театры оперы и балета - имперские театры. С позолотой, с бархатом. Когда тетеньки, перевязанные шалями, словно пулеметными лентами, принимают в гардеробе одежду, это говорит о неуважении к зрителю. Поскольку это имперский театр, будьте любезны стоять если не в ливреях, то какой-то униформе. Надо соответствовать во всем. В оперном сейчас выходит газета «Созвучие», богато оформленная. И в то же время программки отпечатаны то ли на ксероксе, то ли на ротапринте, да еще с ошибками. Это тоже неуважение к зрителю.

- Появятся ли в Челябинске симфонический оркестр и новый концертный зал филармонии?

- Это и моя заветная мечта. Будет это концертный зал филармонии или отдельное учреждение - в любом случае нужно, это опять же чистая экономика. Мы вынуждены отказываться от звездных гастролеров в силу того, что у нас маленькие залы. Звезды, которые собирают огромную публику, выступают во дворце спорта «Юность», не приспособленном для этого. Нормальный концертный зал - это хорошие сборы и хорошие концерты. Рано или поздно мы к этому придем.

До кризиса вопрос о новом зале поднимался. ЧТПЗ готов был вложить в этот проект какие-то средства. Я, будучи тогда заместителем министра, писал аналитическую записку, доказывая, что если зал окажется в частных руках, по моим расчетам, косвенный убыток наших учреждений составлял бы порядка 10-13 миллионов рублей. Но, оставив сам концертный зал в руках государства, инфраструктуру, включая гостиницу, ресторан, дополнительные залы, можно отдать инвесторам. Пофантазируем: если зал появится в центре города - в районе Дворца спорта, цирка или Заячьего острова - этот проект, будет интересен и культуре, и бизнесу. Для проведения эстрадного концерта идеальным является зал на две-две с половиной тысячи мест, тогда и билеты бы стоили дешевле.

Симфонический оркестр - основа, стержень многих культурных процессов. Стыдно, что у нас его нет. Осенью в Челябинске состоится Неделя высокой музыки, инициированная губернатором. В подготовке участвует знаменитый скрипач Дмитрий Коган, с которым дружит лидер нашей области. 14 марта музыкант приедет в Челябинск для участия в составе оргкомитета. Речь зайдет и об оркестре. Везти симфонический оркестр из Москвы дорого (перелет, гостиница, гонорар). Ближайший - в Екатеринбурге, будем просить его у свердловчан «взаймы».

Нельзя нам без оркестра. Цена вопроса - 15 миллионов рублей, столько необходимо на его содержание. Не такие уж неподъемные расходы. В общем, мы надежды не теряем.

Алексей БЕТЕХТИН родился в 1966 г. в Курганской области. В 1990 г. окончил Челябинский государственный институт культуры (ЧГАКИ) по специальности «режиссер массовых праздников и театрализованных представлений». Работал режиссером в ДК «Смена», заместителем директора Челябинского государственного камерного театра, генеральным директором «Уральского международного народного культурного центра», директором Челябинского государственного театра кукол.

Второе образование получил, окончив Высшую школу деятелей сценического искусства (ГИТИС, Москва). В 2001 г. награжден Почетной грамотой губернатора Челябинской области. В этом же году стал генеральным директором Челябинского государственного концертного объединения.

В 2002-2004 гг. работал в Сочи начальником отдела культуры, директором Сочинской филармонии. С августа 2004 года - заместитель министра культуры Челябинской области. В 2009 г. снова возглавил Сочинскую филармонию. С мая 2010 года - министр культуры Челябинской области.

VK31226318