ЧТЗ плюс «Уралвагонзавод»

ЧТЗ плюс «Уралвагонзавод»

Руководитель Челябинского тракторного Валерий Платонов назначен заместителем генерального директора научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», структуры, включающей в себя два десятка предприятий с численностью свыше 50 тысяч человек.

Что стоит за новым назначением, какие механизмы оно приводит в движение, чем обернется для самой челябинской компании и промышленности области?

- Предложение войти в руководство корпорации мне поступило не вчера, - рассказывает Валерий Платонов. - Сделано оно было в прошлом году. Все это время я раздумывал, понимая, с какими сложностями придется столкнуться. Главная - необходимость сосредоточить внимание на вопросах, выходящих за рамки нашего предприятия. Но сегодня все сомнения позади. Решение принято, назначение - состоявшийся факт.

Многие заводы интегрированной структуры являются многопрофильными, выпускают как оборонную, так и гражданскую продукцию. И здесь необходима координация. Мой участок деятельности - гражданский «сектор». Задача, поставленная передо мной, звучит так: опираясь на научно-производственную базу ЧТЗ, его дилерскую сеть, нужно определить общую концепцию, подготовить план развития корпорации в таком сегменте, как производство дорожно-строительных машин. При этом я остаюсь генеральным директором ЧТЗ.

- Решение о вашем назначении было принято внутри самой корпорации?

- Моя кандидатура согласовывалась с Министерствои промышленности и торговли РФ, а зам.министра Мнпромторга Мантуров является председателем совета директоров Уралвагонзавода.

- Как ваше назначение повлияет на сам ЧТЗ, чем отзовется?

- Мой переход на более высокий уровень, надеюсь, скажется на заводе только положительно. Челябинский тракторный я рассматриваю как платформу, способную укрепить основание всей корпорации. С другой стороны, в рамках этой интегрированной структуры разработаны большие инвестиционные программы, что начали реализовываться на ЧТЗ. Имею в виду приобретение и установку нового оборудования, которое получает филиал Уралвагонзавода, расположенный на территории нашего моторного производства. В этом году мы должны получить несколько новейших центров для обработки деталей дизельных двигателей. Это только начало. 28 марта на научно-техническом совете корпорации будет рассмотрен проект перевооружения предприятия на предстоящие пять лет.

- Значит ли это, что руководство ЧТЗ определилось со стратегическим инвестором?

- Да. Думаю, сам факт моего назначения на должность заместителя генерального директора корпорации - фактическая черта, подведенная под дискуссией о том, кто будет нашим стратегическим инвестором. Это Уралвагонзавод.

- На каком этапе находятся переговоры о продаже областного пакета?

- Воздержусь от комментариев. Речь идет о взаимоотношения двух участников общества (ООО «ЧТЗ-Уралтрак». - Ред.). Как они договорятся между собой, так и будет.

- Но планы нижнетагильской компании по увеличению доли в уставном капитале ЧТЗ остаются прежними?

- Приняты все меры, подписаны необходимые документы, согласно которым контрольный пакет ЧТЗ и Технопарка «Тракторозаводский» переходит к Уралвагонзаводу. Таким образом, он теперь является не только стратегическим инвестором предприятия, но и его основным собственником.

- Означает ли это, что тракторостроители становятся менее самостоятельными в выборе своего пути?

- Я бы не стал выстраивать такую взаимосвязь. И раньше ЧТЗ не следовал принципу «куда хочу - туда иду». Так сложилось исторически: производя танковые двигатели, мы были интегрированы в производственную программу нижнетагильского предприятия. Когда три года назад задумывалась корпорация, изначально в ее основе были Уралвагонзавод и мы. Сегодня уже более 20 юридических лиц входят в состав интегрированной структуры. Это екатеринбургские «Уралтрансмаш», «Завод № 9», Рубцовский машиностроительный завод, объединение «Электромашина», нижнетагильский «Уралкриомаш». В этот список также следует добавить научно-производственные фирмы Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Нижнего Новгорода. Однако по-прежнему костяк корпорации образуют две уральские компании. Что же касается выпуска дорожно-строительных машин, участие Уралвагонзавода в этом деле лишь расширяет наши возможности. Способствовать тому будут объединение производственного потенциала, комплексный подход к поставкам техники.

- Можно ли предположить, что на челябинскую площадку будет переводиться продукция, которая здесь раньше не выпускалась?

- Создание корпорации как раз предполагает расширение кооперационных связей. Это может быть размещение нового производства на нашем предприятии или объединение родственных технологий для обеспечения максимальной загрузки оборудования. Не исключается и освоение нового вида продукции уже в рамках корпорации.

- Дилерская сеть тоже будет общая?

- Предложу развивать ее на базе сети ЧТЗ. У нее давняя история, хорошие традиции. Уже сегодня многие наши дилеры заключили договоры с Уралвагонзаводом, другими предприятиями, входящими в корпорацию. Мы намерены продолжать движение в этом направлении.

- Появление нового собственника изменит отношения с Белым домом на улице Цвиллинга?

- Работа руководителя такого крупного предприятия, как ЧТЗ, невозможна без конструктивного диалога с властью. Я никогда не позволял себе проявлять неуважение к представителям властных структур города и области. Меня нередко упрекали в том, что я чуть ли не ставленник бывшего губернатора Сумина. Но возглавить в то время такой крупный и значимый для региона завод было невозможно без одобрения лидера области. Тем не менее, имея хорошие отношения с Петром Ивановичем, я никогда не обращался в администрацию ни за деньгами, ни с просьбами о решении каких-то хозяйственных проблем. Всегда считал, что бизнес-сообщество должно не задавать вопросы власти, а, наоборот, помогать снимать их. Этой позиции буду придерживаться впредь. Неважно, останусь в Челябинске или займу кресло в московском представительстве Уралвагонзавода.

- Есть и такая вероятность?

- Пока это является предметом для обсуждений. Но я бы хотел, чтобы управление ЧТЗ велось из Челябинска. Тем более, что это не противоречит устоявшейся мировой практике. Например, штаб-квартира одного из мировых лидеров тракторостроения «Катерпиллера» находится не в Вашингтоне или Нью-Йорке, а в провинциальном городке Пиори. Группа ГАЗ пошла тем же путем, определив место для своей дирекции не в Москве, а в Нижнем Новгороде.

Евгений Китаев,

Юрий Богатырев

VK31226318