Чем закончится маркетинговая война госбанков?

Чем закончится маркетинговая война госбанков?

Государственный банк «ВТБ24» хочет стать национальным банком №1. Это означает, что нынешний государственный лидер российской банковской системы «Сбербанк» должен как минимум подвинуться. На позиции своего основного конкурента «ВТБ24» заходит с флангов, и в июне-июле 2011 года пойдет в лобовую атаку.

- Мы считаем Сберегательный банк России своим самым серьезным конкурентом, - заявил на межрегиональной пресс-конференции, которая была посвящена развитию банковской розницы, директор Центра маркетинговых исследований «ВТБ24» Дмитрий Лепетиков. - Мы расширяемся и действительно можем и хотим и уже частично стали национальным банком.

Плох тот банкир…

По статистике, на сегодняшний день среди банков, действующих на территории России, «ВТБ24» по приросту объема рынка и по прибыли занимает третье место. На втором месте - банк «ВТБ» («старший брат» «ВТБ24», занимающийся крупными юрлицами). На первом - «Сбербанк».

Для того чтобы передвинуться в этом списке на позицию №1, «ВТБ24» готовится увеличить численность своих клиентов. Это произойдет в том числе и за счет традиционной клиентуры «Сбербанка».

Дмитрий Лепетиков:

- Для «ВТБ24» ядром клиентской базы является верхнемассовый сегмент. Это профессионалы, руководители среднего звена и выше. Наша клиентура в этом смысле выше по своим уровню образования и дохода, чем стандартная клиентура Сберегательного банка. Но, по мере развития, наши продукты и услуги становятся доступны и людям с более низким доходом… С другой стороны, развивается пакетная программа для состоятельных клиентов.

Пуля - дура…

Привлекать новых клиентов «ВТБ24» будет за счет качества обслуживания. Говоря военными терминами, это фланговая атака на «Сбербанк»: по уровню сервиса этот банк продолжает проигрывать. По итогам независимой экспертизы качества обслуживания, на конец четвертого квартала лучшим в России стал «ВТБ24». На второй позиции находился «Райффайзенбанк». На третьей - тоже не «Сбербанк»…

Управляющий РОО «Челябинский» банка «ВТБ24» Сергей Бурый:

- Когда процентные ставки выравниваются, когда конкуренция приводит к тому, что ценовые условия примерно одинаковые, на первое место в банковской сфере выходит качество обслуживания. Поэтому у нас международной консалтинговой компанией McKinsey & Company внедрена система «Семь шагов продаж». Проводятся контрольные закупки. Кто из крупнейших банков также серьезно занимается качеством обслуживания?

Бог любит большие батальоны

На сегодняшний день в регионе наиболее устойчивы те банки, которым еще с советских времен досталась развитая сеть офисов: «Сбербанк», «Челиндбанк» (бывший «Промстройбанк»), «Челябинвестбанк» (бывший «Жилсоцбанк»)… Поэтому другая мера, которая должна позволить «ВТБ24» подвинуть «Сбербанк» - это увеличение числа точек присутствия. Чем больше отделений, тем больше география обслуживания клиентов, тем меньше очереди в кассу. Военным языком говоря, это лобовая атака, в которой побеждает тот, чья армия больше.

Сергей Бурый:

- По кредитованию физических лиц в Челябинской области на первое февраля 2011 года доля рынка «ВТБ24» составила примерно 16,3 процента. Это вторая позиция после Сберегательного банка. С 2008 года мы добивались увеличения за счет улучшения и интенсификации работы. Но сегодня дальнейшее развитие может происходить только при условии открытия новых офисов. Их число «ВТБ24» начнет увеличивать, начиная с июня-июля.

Прирост количества офисов в «ВТБ24» произойдет во многом благодаря объединению с «Транскредитбанком» (через свою сеть активно обслуживает железную дорогу) и с Банком Москвы (сети отделений в Московской и ряде других областей).

Для того чтобы расширить охват, «ВТБ24» также будет расширять сеть своих банкоматов и сервис дистанционного обслуживания через Интернет.

«Сбербанк» разворачивается для контратаки

На одной из недавних конференций для региональных журналистов представители «Сбербанка» сказали, что действия их организации в ближайшее время будут направлены на увеличение клиентской базы в первую очередь за счет молодых экономически активных людей (это и есть ядро клиентов «ВТБ24»). «Сбербанк» должен стать «передовым инновационным банком».

В настоящее время практически во всех офисах «Сбербанка» в Челябинской области появляются электронные терминалы самообслуживания. Напротив супермаркета «Теорема» открылся офис с плазменными панелями и мягкой кожаной мебелью. Совсем недавно «Сбербанк» активировался в сфере услуг трейдинга и доверительного управления - провел семинар для тех, кто хочет поиграть на фондовом рынке. Количество банкоматов активно растет: только в районе пересечения улицы Ворошилова с Комсомольским проспектом на одном квадратном километре можно насчитать пять терминалов «Сбербанка»…

Генеральный директор компании «Инвест Бизнес Консалтинг» Станислав Ахмедзянов:

- На действия «Сбербанка» влияет внутренняя конкуренция, которую там сейчас устраивают. Вероятно, что банкоматы на указанной территории поставили Курчатовское ОСБ, Калиннинское ОСБ, Челябинское ОСБ и Ленинсоке ОСБ…

Заместитель управляющего Челябинским отделением ОАО «Сбербанк России» Денис Софьин:

- Стоит отметить, что в своем развитии банк полностью ориентируется на принятую в 2008 году «Стратегию развития Сбербанка России до 2014 года. Главная задача, которую ставит перед собой и коллективом руководство «Сбербанка», - стать к 2014 году одним из лучших банков в мире как по показателям финансовой эффективности, так и, в первую очередь, с точки зрения качества предоставляемых нашим клиентам услуг. Кроме того, мы обладаем великой историей, большим кредитом доверия со стороны наших клиентов и общества, мощной инфраструктурой и клиентской базой. Все это позволяет нам расти и развиваться в дальнейшем.

На вопрос, сколько России нужно национальных государственных банков, тем более №1, большинство экспертов предпочли отмолчаться. Правда, Дмитрий Лепетиков отметил, что «ровно столько, сколько рынку потребуется». Между тем глава «Сбербанка» Герман Греф несколько месяцев назад предлагал премьер-министру Владимиру Путину продать государственную долю в «Сбербанке» (для того чтобы решить проблему дефицита бюджета). В. Путин посчитал подобный шаг преждевременным.

В 2014 году, когда стратегия развития «Сбербанка» будет либо выполнена либо не выполнена, в России выборы президента уже будут пройденным этапом. После этого руководство страны сможет пойти на любые непопулярные меры без потери политического рейтинга, включая продажу или банкротство «Сбербанка». Тем более, что «ВТБ24», судя по темпам развития, к тому времени уже станет новым государственным банком №1.

VK31226318