Предприниматели маскируются под государственные структуры
Количество частных фирм, мимикрирующих под государственные организации, растет угрожающими темпами. Эксперты рекомендуют жителям Южного Урала не покупаться на незамысловатые маркетинговые ходы, трезво оценивая качество предоставляемой услуги.
Сегодня в Челябинске можно найти не один десяток примеров того, как коммерческие организации используют в своей деятельности изображение двуглавого орла, российский флаг и различные приставки вроде «глав» и «спец».
Вот, например, офис «Главного управления по защите прав и свобод человека» на улице Кирова, 19. На вывеске - черно-белое изображение упомянутой птицы. Над головами, совсем как в гербе, три короны. В лапах - скипетр и держава. В офисе организации под энергичную музыку люди заполняют некие бланки. Персонал очень увлечен производственным процессом и меня не замечает. На вопрос, частная ли это компания или же госучреждение, одна из посетительниц, задумавшись, ответила:
- Это для работы анкеты бесплатно. Работодатель оплачивает.
На сайте «Главного управления» помимо информации об услугах компании используются изображения триколора, Фемиды и все того же орла. В разделе «Справочная информация» приводятся телефоны Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Челябинской области, управления ФСБ по Челябинской области, ГУВД, УВД и других ведомств.
В том же здании на улице Кирова, этажом выше, работает фирма с вывеской «Главотдых».
На площади Революции, 7, находится «Центр защиты прав человека», на сайте которого опять же помимо сведений об услугах есть изображение российского флага и двуглавого орла.
На полках челябинских магазинов стоят «Главпродукт» и «Войсковой спецрезерв» (сколько ни читал этикетку, так и не понял, является ли организация-производитель оборонным предприятием, имеет ли отношение к военному ведомству и службе тыла войск специального назначения).
Некая организация «Защита плюс» в своей наружной рекламе активно применяет кислотно-зеленого цвета всадника на коне, пронзающего копьем аналогичной расцветки змею. Первый персонаж рекламы походит на Георгия Победоносца а второй - на Змия, которые являются частью государственного герба Российской Федерации.
В киосках, торгующих фруктами, лежат упаковки сушеных бананов, содержащие изображение флага Социалистической Республики Вьетнам. В офисах трех сугубо коммерческих банков столицы Южного Урала размещаются флаги Российской Федерации. Кабинеты, где на письменных столах стоят «флажки», а над головами висят портреты Д. Медведева и В. Путина в Челябинске можно считать сотнями.
Не так давно Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС) рассматривало дело об использовании символики оргкомитета «Сочи-2014» одной из негосударственных образовательных организаций Челябинска. Никакого законного права на размещение этих символов у фирмы не оказалось. Виновное лицо было оштрафовано на 40 тысяч рублей.
Незаконное использование герба страны наказуемо
Использование герба, флага, а также элементов герба в упомянутых структурах вполне может оказаться вне закона. В прошлом году одним из прецедентных дел Челябинского УФАС стало разбирательство в отношении ООО «Главное управление по защите прав человека». УФАС установило, что компания в печатных изданиях распространяла свою рекламу с изображением символа, построенного с использованием государственного герба РФ и без указания, что является коммерческой структурой - обществом с ограниченной ответственностью.
- УФАС направило запрос в Геральдический совет при президенте России. Этот орган имеет право делать экспертизы по поводу использования официальных символов, - рассказывает заместитель руководителя, руководитель отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС Людмила Галичина. - Геральдический совет классифицировал изображение как эмблему, построенную с использованием государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы. В соответствии с восьмой статьей Федерального закона «О государственном гербе РФ» подобное использование герба не допускается.
Получив такое заключение, антимонопольный орган пришел к выводу, что изображение в рекламе символа, сходного с гербом РФ, наряду с наименованием, содержащим термины, употребляемые преимущественно в названиях государственных органов («главное», «управление»), могло ввести потребителей в заблуждение. У людей могло появиться ложное впечатление, что «Главное управление по защите прав человека» является органом государственной власти и имеет право на использование государственного герба.
- Допускается использование Государственного флага РФ, если такое использование не является надругательством над ним, - комментирует Л. Галичина. - Право на использование государственного герба предоставляется только государственным организациям. Коммерческим структурам нельзя его размещать, даже если это не совсем идентичное изображение, а только определенные элементы герба.
Российский флаг также не может быть использован как элемент или фон логотипов коммерческих организаций - такова официальная позиция Кремля.
Относительно этикеток и визитных карточек, содержащих «глав», «спец», «войсковой», «резерв» и т.д., в УФАС пояснили, что визитная карточка в классическом исполнении, в принципе рекламой не является. Она содержит информацию, которая необходима для контактов фирмы, для дачи информации клиентам. Но если кроме контактной информации на ней есть какая-либо другая, которая продвигает товары и услуги или создает имидж фирмы, тогда визитка может рассматриваться в качестве рекламного носителя - со всеми вытекающими последствиями.
То же касается и этикетки, которая сама по себе не относится к рекламе, если содержит ту необходимую информацию, которая установлена Федеральным законом «О защите прав потребителя». И если речь идет о широко известных брендах, официально зарегистрированных, то, скорее всего, нарушения закона нет.
Кроме того, юристы пояснили, что герб Советского Союза в рекламе или на этикетке является символом несуществующего государства, поэтому нормы действующего закона к нему относиться не будут. Но если организация использует герб СССР в своей рекламе, она создает впечатление, что у нее есть на это право. Это должно быть подтверждено документально.
«Эксплуатация» на вывеске (является наружной рекламой) флага и символики иностранного государства регламентируется законами той страны, под чьими знаменами ведется торговля. В этом смысле правомерность использования в Челябинске на улице Молодогвардейцев флага Республики Беларусь нужно рассматривать с точки зрения белорусских законов.
Реклама обращается к глубинной памяти населения
Большинство челябинских предпринимателей использует в коммерческих целях государственную символику без злого умысла. Директор консалтинговой компании «МАК Групп» Юлия Кульчицкая:
- Заговора нет. Просто практикуется бездумный подход к формированию собственного имиджа. Герб, флаг и вся остальная геральдика создавались и создаются профессионалами, поэтому неудивительно, что они нравятся покупателям и их стремятся задействовать для продвижения. Хорошо, если предприниматель еще помнит, что это герб страны или республики. Чаще всего мотивация сводится к «а мне так нравится».
Часть компаний идет на уловки сознательно. Тем самым они стараются повысить доверие к своей организации или продукту, привлечь внимание целевой аудитории.
- Создается ощущение, что продукт, услуга, мероприятие одобрены неким руководством Российской Федерации или же госорганом, чья символика использована, - комментирует Ю. Кульчицкая. - Кроме того, подобными приемами повышается ценность продукта, товара, услуги. Абсолютно не факт, что каждая банка в магазине, на которой есть «гос», «глав» и другие добавки, выпущена государственной организацией. Скорее, это попытка обратиться к глубинной памяти населения. Маркетинговый ход. Читателям можно посоветовать не покупаться на использование подобных приставок, а обращать внимание на более серьезные факторы: срок годности, состав продукта и т.д. Все слова-добавки не повышают шансы купить хороший продукт или стать клиентом надежной организации. Можно даже сказать, что чем менее хорош продукт, тем более дорогостоящие у него атрибуты.
В Челябинской области действует довольно много компаний с государственным капиталом. Однако подавляющее большинство из них не стремится набить себе цену с помощью государственной символики. Не замечено использования флага в рекламе Сбербанка (свыше 60 процентов голосующих акций принадлежит Центральному банку). Не мелькает триколор и в рекламе ВТБ24 (ОАО «Банк ВТБ» практически полностью принадлежит Правительству России). Не пестрит двуглавыми орлами сайт национального оператора связи «Ростелеком» (ОАО «Связьинвест» практически полностью принадлежит Российской Федерации).
Юлия Кульчицкая:
- Эти структуры участвуют в коммерческой деятельности, как и частные компании. И это их право афишировать или не афишировать свою принадлежность к государству. Одна из причин, по которой они не кричат о своем государственном капитале, может заключаться в том, что предприятию, которое имеет в своем активе некую сумму денег от властных структур, очень трудно доказать, что оно не пляшет под дудку государства. Которое, как известно, в России с характером.
Комментарий продавца
Алексей Ваганов, директор Уральского филиала X5 Retail Group:
- У нас есть несколько критериев отбора товаров, которые попадают на полки магазинов Х5 Retail Group (в Челябинской области это «Пятерочка», «Перекресток», «Пятерочка Макси»). Прежде всего - безусловное и постоянное качество товара, который должен быть востребован покупателем и удовлетворять его запросам по цене. Принимая решение о закупке, мы руководствуемся этими критериями, а не названием продукта, которое никак не отражает его качественных характеристик. У нас есть пример очень популярного бренда, который использует официальную символику. Но он занял лидирующие позиции не из-за своей этикетки, а благодаря тому, что покупатели ценят его за высокое качество.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве