ЧТЗ планирует освоить Южную Америку
Министерство промышленности и торговли РФ удостоило ЧТЗ звания «Лучший экспортер отрасли». О науке торговать технологичной продукцией беседа с руководителем внешнеторговой фирмы ЧТЗ Владимиром КЛЕЙНОМ.
- География экспорта в ходе конкурса учитывалась?
- Конечно. Мы, например, поставляем продукцию в 27 стран. Во все государства бывшего Союза, в Восточную Европу. На востоке - в Монголию, Вьетнам, Индонезию, Индию, Судан. Афганистан - тоже наш рынок. В Испанию, Финляндию, Францию экспортируем свою литейную продукцию.
- А где нас, скажем так, особенно не ждут?
- На продвижение отечественных брендов влияют геополитические особенности. К примеру, в большинстве стран Африки господствует Китай. У него межправительственные соглашения, банковские договоренности. Банки из КНР кредитуют потенциальных покупателей китайских же машин. Поэтому входить на этот континент, не имея межправительственных соглашений и банковской поддержки, почти невозможно. Есть и другие территории, где ситуация схожа. Покупатель вроде готов иметь с нами дело, но как только доходит до банковских кредитов - все, стоп.
- Какой выход?
- Ищем партнеров. Осваивая Индию, подключаем индийский банк, филиал которого действует в Москве. Он организует кредитную помощь нашему индийскому дилеру и его клиентам. Банкиры изъявили желание встретиться с гендиректором ЧТЗ Валерием Платоновым на столичной выставке «Строительная техника и технологии - 2011». Это уже серьезно. Начинаем работу по банковской поддержке в Индонезии.
- Китайский фактор присутствует везде?
- Эту тенденцию отчасти породили мы сами. ЧТЗ и другие отечественные предприятия не один десяток лет поставляли туда технику. В Поднебесной ее с успехом скопировали и освоили. Теперь, сталкиваясь с машинами из КНР где-нибудь в Казахстане или Индии, я вижу: ходовая часть абсолютно наша, дизайн - наполовину русский, наполовину японский или американский. Зато приемлемая цена и неплохое качество.
- Чем ответить на китайское наступление?
- По опыту автомобилистов, тех же «Хонды» и «Тойоты», открывших в России сборочные заводы, мы стали организовывать за рубежом сборку тракторов из поставленных нами туда комплектов машин. Проект реализуется в Казахстане, Украине, Белоруссии, Киргизстане. На очереди Индия, Вьетнам. Изготовленные таким образом тракторы уже позиционируются как национальный продукт. Поэтому им отдается предпочтение на тендерах.
- Как трактора «пробиваются» в Прибалтику, до сих пор поминающую «ужасы советской оккупации»?
- В Таллине работает наш дилер. Он сделан абсолютно из того же теста, что и мы. Несмотря на порой недружественные сюжеты по местному телевидению, упорно поднимает над своим офисом флаг России, а рядом - ЧТЗ. И ничего, висят эти флаги, техника продается. Бизнес и политика в этом случае идут разными путями.
- Отношения с официальным Минском то теплеют, то становятся более прохладными…
- Белоруссия - серьезный рынок. Мировой кризис там мы почти не почувствовали. Как брали они наши бульдозеры для осушения своих болот, так и продолжали брать. Но сейчас для Белоруссии наступает час «икс». Нет валюты, в том числе российских рублей. Расчеты за экспортную продукцию под большим вопросом.
Я был в составе делегации Южного Урала, более года назад посетившей Минск для укрепления взаимного сотрудничества. Мы подписали много документов о дружбе и партнерстве. Сейчас бы, опираясь на эти документы, связаться с правительством союзного государства, поставить вопрос о валютной квоте, что позволит продолжать начатые экономические процессы. Белорусам по-прежнему нужны бульдозеры для выполнения программы мелиорации. С другой стороны, подписано соглашение о сборке БелАЗов в Коркино. По-моему, самое время договариваться о том, чтобы южноуральцы не ослабили позиции на белорусском рынке.
- Будут ли расширяться экспортные плацдармы?
- В предконтрактной проработке у нас 150 бульдозеров, предназначенных для ближнего зарубежья, и 90 - для дальнего. Новая страница - кубинское соглашение. Россия предоставила Кубе кредит на 350 миллионов долларов с тем, чтобы на эту сумму была закуплена продукция российских заводов. Кубинцы приезжали к нам на разведку более года назад, смотрели машины. Сейчас они готовы купить в счет кредита 40 бульдозеров. О дальнейших перспективах пока говорить рано. Производители Поднебесной и здесь оставили след. Еще раньше Китай предоставил кубинцам кредит на два миллиарда долларов для закупки собственной техники.
- Еще куда будем стремиться?
- С такой машиной, как наш Б-8 (самый инновационный бульдозер ЧТЗ), можно и нужно осваивать Южную Америку. Модель готовится к производству. Поляки, индусы, украинцы сейчас уже просят «восьмерку». Техника очень удачная. Управляется джойстиками. Годится и для капризных европейцев. Но Евросоюз строго охраняет свои экономические рубежи. Попадание на их рынок - вопрос не только качества товара, но и административных барьеров. Если средства на постройку автобана выделяет ЕС, то для его сооружения привлекаются машины, выпущенные в странах ЕС.
- Как же бывшие братья по соцлагерю, ныне тяготеющие к другим берегам?
- Наш самый известный, по-европейски работающий дилер Здислав Сарницкий находится в Польше, принятой в Евросоюз. Начинал сотрудничать с ЧТЗ в 90-х. В его фирме идеальный порядок. «Зачихает» трактор на другом конце Польши - в течение суток туда подъезжает его механик. Работая в Евросоюзе, он не прекращает отношений с нами. У него другого бизнеса нет. На таких людей делаем ставку. Поэтому нашей дилерской сетью интересуются известные машиностроительные корпорации. Наша сеть - форпост предприятия.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве