В Челябинской области счетчики тепла стоят в 30 тысячах домах, вместо запланированных 80 тысяч

В Челябинской области счетчики тепла стоят в 30 тысячах домах, вместо запланированных 80 тысяч

В России срывается программа оснащения всех российских домов автоматическими приборами учета тепла.

Пару лет назад Министерство регионального развития РФ издало документ, предписывающий всем собственникам жилья в многоквартирных домах в срок до 1 января 2012 года установить приборы учета тепла. Еще раньше эта дата (позже ее передвинули на 1 июля) была зафиксирована в Федеральном законе «Об энергосбережении». Цели начинания предельно ясны: сделать коммунальную сферу России более прозрачной и эффективной. А еще - позволить населению страны существенно сэкономить на квартплате.

Теперь взглянем на календарь: дедлайн энергосберегающих мероприятий уже не за горами. А посему стоит поинтересоваться, как обстоит дело с оснащением наших домов умными счетчиками.

Почему буксует реформа?

В самом начале этой недели, находясь в рабочей поездке по Якутии, президент Дмитрий Медведев сделал знаковое заявление. Он предложил продлить полномочия Фонда содействия реформированию ЖКХ (они истекают через месяц) до 2015 года. Этим глава государства косвенно признал: данная структура со своими задачами в отведенный срок не справилась. В частности, срывается программа «вооружения» всех российских домов автоматическими приборами учета тепла.

Cредний уровень оснащенности многоэтажек счетчиками потребления тепловой энергии в целом по стране составляет 40 процентов. Челябинская область здесь отнюдь не образец для подражания. Если в Москве подобными приборами снабжены практически все дома, а в крупных городах Татарстана - 80 процентов жилфонда, то на Южном Урале они смонтированы примерно по 30 тысячам (вместо запланированных 80 тысяч) адресов. И это - заметим в скобках - при наличии соответствующей региональной программы.

Причин для пробуксовки можно перечислить массу. Тут и несовершенство положений самого документа, и неспособность российских предприятий предложить рынку нужное количество приборов, и изношенность внутридомовых сетей, достигающих порой 90 процентов, и традиционное недоверие населения ко всем затеянным «наверху» начинаниям… Но есть и другие факторы, проиллюстрировать которые проще на конкретных примерах.

Зимой и летом - одной суммой?

- Продыху не дает нам эта «Теплоэнергетика»! - в сердцах признается жительница дома № 23 второго микрорайона Усть-Катава Валентина Губайдуллина. В этой эмоциональной реплике - накопленная обида на местную теплоснабжающую организацию, сознательно, по мнению Валентины Васильевны, тормозящей ввод в эксплуатацию приборов внутридомового учета тепла. Она подробно рассказывает, как жители ее дома, вдохновившись президентскими призывами к экономии (но больше - подсчитав предполагаемую экономию), заказали в областном центре соответствующий проект. А еще - собрали 170 тысяч рублей на установку такого прибора. И что в итоге?

Уже год дорогостоящая аппаратура простаивает без дела, его не принимают специалисты главной усть-катавской теплоснабжающей компании ООО «Теплоэнергетика». А жильцы как платили, так и продолжают платить поставщикам гигакаллорий по усредненным обезличенным тарифам. Которые, кстати, по наблюдениям самих жителей города, являются одними из самых высоких в Челябинской области. Автору этих строк привели следующий пример.

Владелец стандартной усть-катавской двухкомнатной квартиры площадью 54 квадратных метра ежемесячно платит за нее около четырех тысяч рублей. И это, заметьте, круглый год, даже весной и летом, когда батареи простаивают без дела.

- Я вам скажу, в чем причина, - продолжает Валентина Губайдуллина. - Энергетикам невыгодно, чтобы выплыли наружу все их огрехи. Как им в случае чего «на пальцах» доказать, что поступающая в дом горячая вода вместо нынешних 60-70 должна иметь температуру не менее 90 градусов? А прибор это сразу покажет. Поэтому и тянут всеми правдами и неправдами с приемкой. Доходит до абсурда: чтобы добиться ввода в эксплуатацию такого прибора, нужно в течение нескольких месяцев доказывать свою правоту в суде.

Узел учета как узел проблем

Сегодня в Усть-Катаве сложилась уникальная ситуация. Добиваясь реализации своих законных прав (а по большому счету, - исполнения федерального закона), инициативные горожане заняли четкую гражданскую позицию. Чтобы отстоять свое право на экономию ресурсов, они готовы последовательно доказывать свою правоту во всех инстанциях. Их не отпугнула необходимость стучаться в двери прокуратуры, Ростехнадзора, антимонопольной службы, администраций разных уровней. Преодолев бюрократические рогатки, приборы учета энергии установили жители восьми усть-катавских домов, еще 24 дома собрали на это деньги. И, наверное, уже пользовались бы благами цивилизации, если б не позиция главного городского производителя и поставщика тепла.

К сожалению, автору этих строк не удалось узнать причину многочисленных отказов принять в эксплуатацию приборы учета от самого руководителя ООО «Теплоэнергетика» Веры Миловановой. Звонки журналиста на сотовый телефон директора были отклонены.

Тем не менее инициативные группы жильцов сдаваться не намерены.

Вот пространная цитата из письма, направленного 34 жителями усть-катавских многоэтажек в адрес депутатского корпуса городского округа:

«Теплоснабжающая организация ООО «Теплоэнергетика», являясь монополистом, при начислении платы за отопление и горячую воду не желает учитывать показания приборов учета тепла. Придумываются различные отговорки типа: узлы учета технически несовершенны и работают неправильно. Мы в это не верим, потому что два дома - № 22 и № 29 МКР-2 - после многочисленных разбирательств в суде доказали, что приборы исправны…

Таким образом, в нашем городе складывается практика ввода в эксплуатацию приборов через суд, каждый собственник должен сам отстаивать свое право платить по факту потребления. Мы считаем, что в Усть-Катаве ситуация с теплоснабжением вышла из-под контроля местной власти. Мы не просим, а требуем рассмотреть вариант с передачей муниципальных тепловых сетей другой организации. Надеемся, что в этом случае жители не будут месяцам ходить по замкнутому кругу».

- Все не так однозначно, - комментирует ситуацию председатель Собрания депутатов городского округа Сергей Семков. - «Теплоэнергетика» занимается эксплуатацией муниципальных сетей на законном основании, она выиграла соответствующий конкурс. Мы же не беспредельщики - в разгар отопительного сезона аннулировать действующее соглашение. Но в любом случае депутаты стоят на стороне жителей, защищают их интересы. Конечно, это ненормально, когда каждый счетчик нужно подключать по решению суда. Усть-катавские депутаты создали рабочую комиссию, которая будет участвовать в приемке приборов. Мы готовы хоть десять домов в неделю посещать, в конце концов, нужно исполнять федеральный закон. Думаю, в ближайшее время проблему удастся сдвинуть.

При этом главный депутат города вагоностроителей весьма осторожно высказывается по поводу ожидаемой экономии. Не исключено, что жители ряда домов, находящихся на отшибе теплотрассы, после установки приборов теплового учета станут платить даже больше.

Тайны местного двора

Но это предположения, а сегодня устькатавцами движет пример домов, получивших чудо-приборы по программе капремонта. Так, уже упоминавшийся 29-й дом за год добился 12-процентной экономии тепла, 22-й сберег городу и своим жильцам 53 процента драгоценных калорий, что эквивалентно почти 639 тысячам рублей. Но самые фантастические результаты зафиксированы в доме № 5А первого микрорайона. Тогда как по нормативам собственники должны были выложить за отопление своих квадратных метров 554 тысячи рублей, прибор показал: тепла израсходовано всего на 218 тысяч. Экономия - 150 процентов!

- Это, конечно, не очень типичный случай, - делает вывод генеральный директор управляющей компании «Комфорт» Светлана Копылова. - Но за время эксплуатации приборов учета мы реально убедились: в среднем они позволяют сберечь от 20 до 50 процентов тепла. Для Усть-Катава проблема сбережения тепловой энергии на сегодня, наверное, одна из самых злободневных.

- Простите, Светлана Николаевна, а зачем вам это нужно - агитировать жильцов за установку теплосчетчиков? Ведь не управляющая компания, а жильцы в конечном итоге платят за поставленные по конкретному адресу энергоресурсы.

- Как вам сказать… Во-первых, это государственная политика и мы обязаны претворять ее в жизнь. А во-вторых, приборы учета - это не только возможность сэкономить. Это прозрачность отношений всех заинтересованных сторон. У нас ведь как? Прохладно в квартире, из горячего крана идет холодная вода - во всем виноват не поставщик тепла, а управляющая компания. Теперь же, опираясь на данные теплосчетчиков, мне гораздо проще разговаривать с жителями.

Что происходит в его родном городе, объясняет депутат Законодательного Собрания области Марат Новичков. Проблема изучена им вдоль и поперек, в свое время Новичков был депутатом местного Совета, на протяжении нескольких лет возглавлял здешний депутатский корпус.

- Тема очень денежная, отсюда и такой накал борьбы, - с прямотой бывшего десантника приоткрывает «тайны усть-катавского двора» Марат Леонидович. - Еще будучи местным депутатом, я инициировал шаги по наведению порядка в сфере тарифов ЖКХ. Для пущей объективности пригласил в город челябинскую независимую аудиторскую компанию, которая сделала вывод: нормативы в Усть-Катаве завышены на 30 процентов. Население ежегодно переплачивало местным поставщикам тепла до 25 миллионов рублей.

Что касается приборов учета, то налицо конфликт интересов. С одной стороны - городской монополист ООО «Теплоэнергетика», руководство которого знает: установка приборов сразу ударит по их доходам. С другой стороны - жители Усть-Катава, желающие платить за реальные, а не придуманные услуги. Надо отдать должное их настойчивости: они прошли массу инстанций, их письма лежат в приемной Мякуша и Юревича… И таких людей в нашем городе не один десяток, их сотни и тысячи.

VK31226318