Конкурсный кредитор обанкротившегося банка «Монетный дом» требует справедливости
Банкротство банка «Монетный дом» вызывает много вопросов и у других бывших вкладчиков.
Житель Металлургического района Челябинска Андрей Балабанов в прошлом кадровый офицер Российской Армии и ныне – конкурсный кредитор обанкротившегося банка «Монетный дом» требует справедливости. Он пользовался услугами банка в течение длительного времени. Организацию выбрал за развитую сеть клиентских офисов, удобное место расположения, хороший график работы, отсутствие очередей. А в итоге остался ни с чем…
– Система государственного страхования вкладов не вызывала сомнений в надежности банка, – рассказывает А. Балабанов. – Но в результате банкротства «Монетного дома» я потерял часть сбережений. И вернуть деньги теперь весьма проблематично – в связи с нарушениями процедуры банкротства. Все нарушения я выявил, ознакомившись с материалами дела в арбитражном суде города Челябинска.
Банкротство банка «Монетный дом» вызывает много вопросов и у других бывших вкладчиков. Люди уверены, что чиновники из Агентства по страхованию вкладов их сознательно обманывают, а потому написали заявление Президенту РФ, Председателю правительства РФ, Генеральному прокурору, Полномочному представителю Президента в УРФО, губернатору и прокурору Челябинской области, в Центральный банк РФ.
В заявлении они изложили факты нарушения федерального закона №127 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» конкурсным управляющим ОАО Банк «Монетный Дом». Им является государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Требования к банку предъявили 3 108 кредиторов в том числе 1 417 кредиторов 1 очереди физических лиц и 1 691 кредиторов 3-й очереди – юридические лица. Основное нарушение в том, что комитет кредиторов – специальный выборный орган – состоит целиком и полностью из представителей АСВ, а согласно закону, как считают заявители, комитет кредиторов избирается из числа физических лиц.
– Суть проблемы в том, что АСВ является кредитором 1 очереди и стоит в одну очередь за деньгами с физлицами. Избрав незаконно комитет кредиторов из своих же представителей, оно завладело полным контролем над ходом конкурсного производства, – рассказывает кредитор 1 очереди А. Балабанов.
В состав комитета вошли М.В. Башмаков, являющийся к тому же конкурсным управляющим «Славянского банка» г. Москва; А.Б. Мащев, являющийся конкурсным управляющим «Уралфинпромбанк» г. Екатеринбург; О.В. Позднухов – представитель АСВ.
Голосование на 1-м собрании кредиторов проходило с нарушениями, полагает А. Балабанов. АСВ не могло принимать участие в собрании с правом голоса, так как предъявило свои требования 25 апреля 2011 года, а в собрании же с правом голоса могли участвовать конкурсные кредиторы предъявившие свои требования до 4 апреля 2011 года.
Более 60 кредиторов, подписавшись под заявлением, требуют провести проверку финансовой деятельности; провести собрание кредиторов с привлечением руководящих лиц АСВ, комитета банковского надзора Центрального банка РФ; признать незаконным состав комитета кредиторов, переизбрать; отстранить конкурсного управляющего; выплатить деньги в полном объеме по требованиям кредиторов 1 очереди физических лиц, и только потом – АСВ.
Внимательно ознакомившись с поступившим из нашей редакции запросом, связанным с обращением Андрея Балабанова государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» ответила, что с уважением относится к мнению обратившегося, равно как любого другого кредитора (вкладчика), поскольку хорошо понимает проблему, которая возникла у кредиторов банка. А. Балабанов искренне убежден в правоте своей позиции и настаивает на своих предложениях. Неопределенность в отношениях с автором обращения обусловлена, на взгляд агентства, тем, что неурегулированные разногласия так и не стали предметом рассмотрения их арбитражным судом, как это должно было бы быть в делах о банкротстве, когда у кредитора есть возражения.
Порядок рассмотрения таких возражений определен ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно п. 4 ст. 15 этого закона решение собрания кредиторов, если оно, по мнению кого-либо из участников собрания, нарушает его законные интересы, может быть по заявлению этого лица признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве должника. Заявление должно быть подано в течение 20 дней с момента принятия решения.
Андрей Балабанов избрал внесудебный способ удовлетворения своих требований, обратившись в различные административные инстанции, хотя совершенно очевидно, что при невозможности урегулирования разногласий путем переговоров только суд может дать объективную оценку всем обстоятельствам дела и вынести справедливое решение.
Позиция Агентства состоит в следующем. Во-первых, нельзя забывать, что банк является банкротом, и его имущества может быть недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. В этой связи особое значение приобретает возможность получения от Агентства страховки вкладчиками банков - участников системы обязательного страхования вкладов. В число таких банков входит и Банк «Монетный дом».
Когда в декабре 2010 года у банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций (страховой случай), Агентство незамедлительно и в полном объеме обеспечило выплату вкладчикам возмещения по их вкладам (100 процентов вклада, но не более 700 тысяч рублей). Одним из первых своим правом на получение страховки воспользовался и Андрей Балабанов. Страховка выплачена почти 28 тысячам вкладчиков банка на сумму более 5 миллиардов рублей.
После начала конкурсного производства в реестр требований кредиторов банка в состав первой очереди удовлетворения конкурсным управляющим включены требования 1419 вкладчиков по их заявлениям на сумму около 500 миллионов рублей, которые не были погашены при получении страхового возмещения. В рамках конкурсного производства этим вкладчикам уже выплачено более 20 процентов от суммы установленных требований, и Агентство сейчас планирует увеличение процента их удовлетворения.
В той же пропорции удовлетворены требования Агентства, перешедшие к нему от вкладчиков после выплаты страховки. Они также включены в первую очередь удовлетворения по заявлению уполномоченного органа (ФНС России), как это предусмотрено ст. 13 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Произведенные выплаты кредиторам первой очереди банка осуществлены конкурсным управляющим в достаточно сжатые сроки. Расчеты начались в июне 2011 года, то есть через пять месяцев со дня открытия конкурсного производства, что соответствует общепринятой практике, которая основывается на необходимости предварительного проведения инвентаризации и оценки имущества кредитной организации.
Эта работа должна быть произведена конкурсным управляющим не позднее 6 месяцев после признания кредитной организации банкротом ( п.1 ст.50.32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
Продолжение расчетов с кредиторами первой очереди и размер предстоящих выплат зависит от поступления в конкурсную массу банка дополнительных денежных средств, которые банк получает в результате продажи имущества и взыскания долгов с должников банка. Работа в этом направлении конкурсным управляющим активно ведется.
Во-вторых, Агентство участвовало в первом собрании кредиторов банка как конкурсный кредитор по требованиям третьей очереди удовлетворения, основанным на задолженности банка по взносам в фонд обязательного страхования (для всех банков установлен единый страховой взнос - 0,10 процента от суммы остатка на счетах по учету вкладов). Требования Агентства по выплаченной страховке не учитывались при голосовании, поскольку они были предъявлены к банку по истечении срока, установленного для целей определения участников первого собрания кредиторов банка.
В первом собрании кредиторов банка участвовало 295 кредиторов, обладающих 72,43 процента от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр для целей определения участников первого собрания. В числе этих кредиторов были Агентство (0,37 процента голосов), а также АКБ «Славянский банк» (ЗАО) (29,65 процента голосов), ОАО «Уралфинпромбанк» (0,37процентов голосов) и ОАО КБ «Донбанк» (2,63 процентов голосов), в отношении которых Агентством осуществляются ликвидационные процедуры.
Участники собрания предложили в состав комитета кредиторов 19 кандидатов. Наибольшее число голосов получили М.В. Башмаков, А.Б. Мащев и О.В. Позднухов, и они в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» считаются избранными.
За избрание М.В. Башмакова (представитель конкурсного управляющего АКБ «Славянский банк» (ЗАО)), А.Б. Мащева (представитель конкурсного управляющего ОАО «Уралфинпромбанк») и О.В. Позднухова (кандидатура Агентства), проголосовали 83 конкурсных кредитора банка, полномочия которых документально подтверждены. В целом эти кредиторы обладали 51,02 процента от общего числа голосов кредиторов.
Избранные члены комитета кредиторов при исполнении возложенных на них законом обязанностей действуют не как служащие Агентства, а как физические лица, представляющие в этом качестве всех кредиторов банка, а не только тех из них, которые выдвигали или голосовали за их избрание.
Мероприятия конкурсного производства осуществляются Агентством в отношении банка под контролем комитета кредиторов банка, Банка России и Арбитражного суда Челябинской области, которые получают от Агентства на регулярной основе отчеты и иные материалы по их запросам.
Агентство надеется, что его разъяснения будут приняты во внимание редакцией и Андреем Балабановым.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве