Рабочие из Австрии нам не нужны

Рабочие из Австрии нам не нужны

Сафуат Курманов представляет в Челябинском областном совете по кадровой политике, по его словам, простых смертных.

Возглавляет совет Павел Рыжий, заместитель губернатора Челябинской области. В команде с ним министры, крупные бизнесмены и другие важные люди. В эту компанию Сафуат Закиевич попал не случайно. Четверть века он проработал руководителем в системе профессионального образования, знает ее от и до, человек опытный, по-житейски мудрый, а в педагогической среде еще и авторитетный. Вот уже несколько лет Сафуат Закиевич, являясь директором Челябинского дорожно-строительного техникума, совмещает эту должность с председателем совета директоров учреждений профобразования. С кем, как не с ним, было говорить о проблеме рабочих кадров.

- Насколько, на ваш взгляд, остра проблема рабочих кадров для инновационной экономики?

- Об остроте ее можно судить по такому факту. На строительство объектов в Сочи для зимней Олимпиады только из Австрии пригласили 3 тысячи рабочих с зарплатой две тысячи евро в месяц. Если бы эти деньги да в отечественную систему профессиональной подготовки, то дело бы сдвинулось с мертвой точки. А пока, к сожалению, в России только 5 процентов рабочих имеют высшую квалификацию, а в развитых странах - 45-75 процентов.

При реальной общепринятой структуре занятого населения на одного инженера один техник и пять рабочих, российская система готовит кадры в пропорции приблизительно 1:1:1.

Если говорить о Челябинской области, то учебные комбинаты уже переучивают узбеков, таджиков, китайцев в квалифицированных рабочих. Это раньше мигранты занимались простым физическим трудом в сельском хозяйстве и дорожном строительстве, а теперь их готовят для промышленного производства.

Анализ местного рынка труда показывает, что около 80 процентов вакансий составляют рабочие профессии. Между тем инновационная экономика, как известно, начинается с учреждений профессионального образования. И здесь нерешенных проблем целый воз.

- Как вы относитесь к сокращению учебных учреждений среднего и начального профессионального образования под красивым словом «оптимизация»?

- А как можно относиться к тому, что солнце светит? Нормально. Это реальность. Оптимизация неизбежна. К 2015 году учреждения нашей системы потеряют около 50 процентов контингента в сравнении с 2006 годом. Таковы последствия демографической ямы.

Содержать помещения, заполненные наполовину, а то и на треть, неэффективно. К тому же в большинстве учреждений устарела материальная база: технике, станкам и оборудованию более 20-30 лет. На них можно готовить специалистов не выше 3-4-го разряда. А бизнес-сообществу нужны рабочие с 5-6-м разрядом. Как эту проблему решить? Путем присоединения слабых учебных учреждений к сильным.

Что даст оптимизация? Исключит дублирование в подготовке рабочих кадров, укрепит за счет концентрации материально-техническую базу и, наконец, повысит эффективность управления системой. А далее - создание комплексов, в которые входят учреждения профессионального образования всех уровней: начального, среднего и высшего. Магнитогорский институт имени Носова, например, уже объединил вокруг себя несколько учреждений.

- Не боитесь, что ваш дорожно-строительный техникум тоже попадет под жернова сокращений?

- Нет, не боюсь. Мы - уникальное в своем роде учебное учреждение. Сегодня самой стабильно развивающейся сферой производства является дорожное строительство. Как известно, в Челябинской области существует областная целевая программа по строительству автомобильных дорог общего пользования. А наш техникум является фактически монополистом в подготовке такого профиля специалистов.

Конкурентоспособность подтверждается тем, что 70 процентов наших выпускников без проблем трудоустраиваются на предприятиях, с которыми у техникума отлажены долгосрочные стабильные деловые связи.

Техникум сегодня - это многоуровневое, многопрофильное образовательное учреждение, реализующее программы начального, среднего, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Иными словами, мы идем по такому пути, за которым будущее.

- Как складываются отношения учебных учреждений (может быть, на примере вашего техникума) с работодателями?

- По-разному. У техникума сложились хорошие партнерские отношения с заводом «Анкер». Предприятие безвозмездно предоставляет для прохождения практики в сварочных мастерских современное оборудование, сырье и материалы, а также организуют производственную практику с привлечением опытных наставников.

На предприятии «Строймеханизация» проходят практику на современных импортных машинах будущие специалисты.

Сейчас техникум совместно с группой компаний ООО «Регинас» создает производственно-образовательный кластер по адресной подготовке специалистов. Для этого на базе «Регинаса» создается учебно-производственный участок для прохождения практики студентов, оснащенный новейшим технологическим оборудованием.

Но вкладывать средства непосредственно в образовательный процесс большинство предприятий пока не торопится. Работодатели охотно платят деньги за обучение и переобучение своих работников, так как это дает быстрый и ощутимый экономический эффект. Они ориентированы на прибыль, доход от производства, а не на расходы на развитие учебного учреждения.

- Чем бы вы могли заинтересовать работодателя?

- Подготовкой квалифицированных рабочих. Но, по предварительным подсчетам, для выполнения задачи нашему техникуму, например, для укрепления учебно-материальной базы требуется сегодня 60-65 миллионов рублей. Мы не халявщики, что можем, то делаем сами. Например, создаем автодром своими силами. Но без помощи нам не обойтись.

Чтобы заинтересовать предприятия в инвестировании образования, необходимо, на мой взгляд, ввести для них налоговые льготы. А для начала закрепить учебные заведения, которые готовят востребованные кадры для экономики области, за городскими, муниципальными предприятиями и предприятиями Рособоронзаказа, где 100 процентов капитала принадлежит государству.

Мы хотели бы видеть в лице объединений промышленников и предпринимателей координатора взаимодействия с нашими учреждениями, наших социальных партнеров.

Совместно с ними нам нужно в ближайшее время сформировать заказ на подготовку рабочих кадров в городе и области с учетом перспективной потребности в кадрах и факторов естественной ротации.

- Что еще кроме денег требуется для того, чтобы готовить рабочие кадры на новом качественном уровне?

- Нужны педагогические кадры из числа квалифицированных и опытных работников предприятий. Но они не придут, пока не решится вопрос об оплате их труда на уровне не ниже средней заработной платы по соответствующей отрасли региональной экономики.

Важна профориентация молодежи. Но без работодателя она невозможна. Ведь каждый абитуриент техникума или колледжа хочет знать, где он будет работать, в каких конкретно компаниях, организациях, какую зарплату получит. Необходима совместная работа образовательных учреждений и работодателей по формированию социальных программ закрепления выпускников.

- Поможет ли в этих вопросах областной совет по кадровой политике? Будет ли от него отдача, по вашему мнению?

- Отдача будет. Правительство разработало областную целевую Программу развития профессионального образования Челябинской области на 2011-2015 годы. Финансирование в этом году уже увеличится. Основная задача совета - стабилизация на рынке труда региона, отработка системы взаимодействия «выпускник школы - образовательное учреждение - работодатель». Кроме того, совету предстоит решить целый комплекс проблем: это и возрождение системы профориентации среди школьников, и подготовка по ускоренным программам в учебно-курсовых комбинатах, и профессиональное переобучение, и многое другое. Надеюсь, что с этим он справится.

- Есть ли будущее у техникумов, на ваш взгляд, после того, как федеральное правительство передало их на областной уровень?

- Есть, конечно, хотя мы и видим, что общество ориентировано сегодня на высшее образование. Но в перспективе стране, области необходимы квалифицированные рабочие для производства. А таких специалистов готовят только в нашей системе. Поэтому она будет жить.

- Откуда вы родом с таким оптимизмом?

- Детство прошло в Чебаркульском районе, в основном в деревне. В семье было семеро детей. Выросли мы все в труде. Родители дали всем своим семерым детям высшее образование.

- Если события в новом году будут развиваться по худшему сценарию, учитывая мировой кризис, выживет ли ваша система?

- А давайте вспомним 90-е годы, когда по четыре месяца не платили зарплату. Или возьмем перестройку, когда в магазинах было шаром покати. Как-то ведь мы пережили это время. Я тогда подсобное хозяйство организовал. Мы там выращивали свиней, бычков, птицу. И сегодня единственные в Челябинске в подшефных хозяйствах работаем. Зато наши учащиеся начального профессионального образования весь год бесплатно питаются в столовой. Наша система живучая. Но до такого, как было, я думаю, дело все-таки не дойдет.

Ramenskoemeb.ru изготовление мебели в Раменском .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318