С 19 января 2012 года значительно выросли штрафы за торговлю продуктами с истекшим сроком годности
Общественники приветствуют новые санкции - проблема «просрока» очень актуальна. Но, по мнению экспертов, одними только штрафами для магазинов не обойтись.
Штраф за реализацию «просрока» увеличен с 20 тысяч рублей до 100 тысяч для должностных лиц и до миллиона - для юридических. Мера наказания изменилась благодаря поправкам к Кодексу об административных правонарушениях, которые были приняты Госдумой в прошлом году, но вступили в силу только сейчас.
На Южном Урале проблема продажи продуктов с истекшим сроком годности стоит очень остро. По словам координатора партийного проекта «Народный контроль» в области Вадима Воробья, общественники сталкивают с «просрочкой» практически каждый день.
- Два года назад, когда мы только начинали, такого количества просроченных продуктов не было, - комментирует В. Воробей. - Бытовало мнение, что все они продаются только в дискаунтерах (магазинах низких цен). Сегодня мы довольно часто находим их в дорогих магазинах и гипермаркетах. Видно, там товары залеживаются, а в дискаунтерах, наоборот, очень большая оборачиваемость.
Чаще всего «Народному контролю» попадаются просроченная колбаса и молочные продукты. По наблюдениям управляющего партнера MD-group Константина Терентьева, как раз для этих групп товаров свежесть является критическим фактором. Это не макароны или, к примеру, сухари, у которых срок годности - вещь формальная.
«Просрок» на полках южноуральских торговых точек появляется по двум основным причинам. Во-первых, сети магазинов перестали быть «предприятиями торговли», как в СССР. Они предоставляют сервис экспозиции (продают поставщикам услуги выкладки товара на полках).
Работа с продукцией на витрине - это забота так называемых мерчандайзеров, которые должны контролировать выкладку товара, его наличие, поддержку и заказ. И у абсолютного большинства магазинов собственных мерчандайзеров… нет! А зачем? Сеть контролирует состояние срока годности только при входе на склад, берет с поставщиков разнообразную плату и выбивает покупателям чеки. Однако и для производителей мерчандайзинг - бизнес непрофильный… Как правило, им занимаются торговые дома. Но они есть только у крупных компаний. Во-вторых, в «просроке» бывают виноваты оптовики.
Вадим Воробей:
- В магазинах дату изготовления на товаре не перебивают. У них огромные объемы, и делать это технически негде. У нас есть конкретный пример с майонезом, когда перебивкой сроков годности занимались на оптовой базе, куда торговая сеть вернула просроченные продукты.
Как видно, ни первую, ни вторую причину просроченных продуктов новый штраф не устраняет. Более эффективными инструментами борьбы с «просроком» являются общественное мнение и активная гражданская позиция каждого покупателя.
- У нас город маленький, и новости о некачественной продукции разлетаются мгновенно. А крупные сети заинтересованы в том, чтобы поток людей не ослабевал, - говорит К. Терентьев.
В. Воробей советует всем людям, которые нашли «просрочку», забирать ее с полки и нести к администратору магазина. При этом не только декларировать сам факт, но и пробовать разобраться в причинах, по которым его допустили.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве