Владимир Кудряшов: «Вместо сертификации лучше две кровли починить»
«Челябинский рабочий» провел на сайте Mediazavod.ru народное голосование на лучшую управляющую организацию Челябинска в сфере ЖКХ. Больше всех голосов набрало ООО «УК «Ремжилзаказчик». Сегодня мы публикуем интервью с генеральным директором компании-победителя Владимиром Кудряшовым.
Как дом из разрухи поднять
- Владимир Иванович, как долго «Ремжилзаказчик» работает на рынке? Сколько в вашем управлении домов? В каких районах города?
- В Челябинске у «Ремжилзаказчика», наверное, самые старые традиции. Компания создана на базе бывшего горжилуправления, ей более 70 лет. Благодаря традициям у нас сохраняется теплая атмосфера в коллективе.
Нынешнюю форму собственности ООО «Управляющая компания «Ремжилзаказчик» обрела в 2005 году, после выхода Жилищного кодекса. Сегодня у нас работает около 100 сотрудников: инженерный персонал, юристы, руководители, экономисты. Все поддерживают высокий профессиональный уровень, продолжают и развивают заложенные предшественниками традиции.
Мы управляем 2 миллионами 400 тысячами квадратных метров жилья. Это практически весь Центральный район и часть Ленинского (от улицы Гагарина до Копейска). Сопоставимых по размерам управляющих компаний можно назвать, наверное, только три: ПЖРЭО Курчатовского района, «Жилкомсервис» и ДЕЗ Калининского района.
- За вашу компанию проголосовало большинство посетителей нашего сайта. Наверное, быть лучше остальных помогает особая структура предприятия?
- Структура - очень важный элемент управления в любой сфере производства. Она всегда должна корректироваться сообразно возникающим запросам населения и актуальным изменениям законодательства. Например, в 2005 году, когда мы только организовались, перед нами стоял вопрос ремонта 200-300 кровель, такого же количества инженерных сетей и затопленных подвалов. Была создана соответствующая структура компании: с явным перевесом в пользу инженерного персонала. За 2005-2008 годы мы с этими вопросами справились.
Новыми актуальными вопросами стали благоустройство двора, установка евроокон в подъездах, обрезка деревьев, освещение дворовых территорий. Теперь акцент перемещается на взаимодействие с жителями, которые, согласно жилищному законодательству, являются собственниками общего имущества многоквартирных домов, а значит, несут бремя расходов на его содержание.
В советские времена понятие «собственник» было чуждо официальной идеологии, люди стучались в инстанции, просили что-либо сделать, а все делали вид, что делом заняты…
Теперь любой ремонт должен проводиться с согласия собственников. Это достаточно серьезная ноша и ответственность. Многие этого не могут понять и до сих пор просят поменять в квартире рамы и двери. Сейчас мы не имеем права тратить деньги с лицевого счета дома без согласия жителей, которое они дают на общем собрании собственников.
В начале года мы им посылаем план, совет дома должен его рассмотреть и ответить: чем заниматься в первую очередь, а чем во вторую и в третью. Поэтому сегодня очень важно, чтобы возрастала инициатива жильцов.
У меня есть хороший пример - дом на улице Сони Кривой, 77. Он был, что называется, в удручающем состоянии, но в нем организовался актив еще до принятия соответствующего закона. Выбрали совет дома, его председателя. Каждый квартал проводят собрание, составляют планы того, что необходимо сделать. Решение собрания доводят до управляющей компании. А мы его исполняем. В итоге дом практически новый: кровлю починили, фасад отремонтировали, все инженерные сети полностью восстановили. Более того, поставили теплосчетчик.
Жильцы написали заявление, что хотят 24-25 градусов в квартире вместо нормативных 22. Мы и это требование удовлетворили - они согласны доплачивать. То есть когда собственники организованы, можно любой дом из разрухи поднять.
Точно так же мы работаем со всеми остальными домами. Постоянно проводим собрания, создали для этого договорный отдел. Разъясняем жителям положения закона, подсказываем, как и что нужно делать. Обязательно стараемся проследить, как электрик, сантехник реагируют на обращения граждан, какие у жителей есть проблемы. Публикуем в СМИ материалы о практике применения отраслевых законов. У нас в прессе столько же публикаций, сколько у всех остальных челябинских компаний ЖКХ вместе взятых. Кроме того, мы взаимодействуем с КТОСами. Они нам рассказывают о своих проблемах.
О дворнике замолвите слово
- Как в компании принимаются обращения жильцов? В какие сроки исполняются заявки?
- Для этих целей у нас создан отдел по обращениям граждан, специалисты которого, используя специальную программу, ставят любое заявление на учет. Каждое утро на оперативном совещании все заявления рассматриваются, распределяются по исполнителям: кто и что должен предпринять. По ответам стараемся уложиться не в положенный месяц, а в 10 дней и менее. Рассматриваем, разбираемся, принимаем решение и исполняем. Серьезные вопросы, требующие комплексных мер, стараемся исполнять хотя бы в течение квартала.
Относительно сроков нужно понимать, что прийти поменять трубу - это не технические трудности, больше организационные, так как, повторюсь, мы не имеем права использовать средства с лицевого счета дома без решения собрания жильцов. Правда, в июне 2011 года законодатели пошли нам навстречу: многие полномочия делегировали совету многоквартирного дома. У депутатов появилась ясность, что собирать подписи на каждый ремонт - задача не из простых, особенно в домах, где более 200 квартир...
- Как часто работники вашей компании моют подъезды? Какие существуют стандарты по уборке и благоустройству территории? Как график «Ремжилзаказчика» соотносится с графиком других организаций ЖКХ?
- По уборке территории и подъездов существует специальное постановление Думы, в котором описана периодичность. К сожалению, она не прикреплена к тарифам. Согласно этому документу, в Челябинске за уборку двора работнику платят 1 рубль 5 копеек за квадратный метр. А в Москве - 4 рубля. А разница между челябинским и московским дворником какая? В столице работает такой же человек, инструмент одинаковый.
Другой перекос: постановления применяются к большим и к маленьким дворам. В большом доме деньги собирают с 200-300 квартир, а вокруг плотная застройка, таким образом, площадь для уборки невелика. Даже если собирать с каждого собственника квартиры по рублю за квадратный метр двора, получается достаточная для качественной уборки сумма. Хватает и рабочему на зарплату, и на налоги (35 процентов), и на покупку инструментов, спецодежды.
А есть другие дома, например двухэтажки на Копейском шоссе. В каждой из них по четыре-восемь квартир, сборы с которых копеечные. Чтобы заработать семь-восемь тысяч, дворнику нужно убирать три-четыре футбольных поля. В Челябинске живут еще и недобросовестные люди, которые вовремя не платят, нередко мусорят в своем же дворе.
Между тем, по правилам благоустройства города Челябинска, дворник должен поднимать только то, что упало с неба или выросло (снег, грязь, поросль, листья, ветки). А фактически приходится собирать окурки, бутылки, пакеты, старую мебель. Бывает, холодильники и диваны с восьмого-девятого этажа швыряют.
Звонит мне как-то директор одной школы и начинает на высоких тонах рассказывать, как у него в подъезде уже целый месяц стоят двери и окна (сосед одной из квартир провел евроремонт). Я пытался этому директору объяснить, что убирать выброшенные двери и окна - это не обязанность уборщика помещения. Это по части собственников. Демонтированные окна нужно выносить до контейнерной площадки. Если этого не сделать, под них будут складывать пакеты, окурки и другой мусор. Образуется самая настоящая свалка. Здесь нужно проводить большую воспитательную работу вместе со СМИ, депутатами, КТОСами и активной общественностью.
В городе очень плохо развито административное реагирование на нарушителей. В любой европейской стране окурок выкинул, до дома доехал, а в почтовом ящике уже квитанция о штрафе. У нас мусор из окон летит, машины на газонах стоят. Делаем ограждения газонов - ломают. Нечего на нарушителей смотреть: пока нет наказания, пока гласности в СМИ не будет, не победить нам это зло.
Сейчас городская Дума пробует принять новые правила благоустройства. Они, несомненно, лучше тех, которые были, в них ответственность и гласность нужно добавить. Например, жители улицы Пермской не доносят пакеты с мусором до контейнеров, бросают отходы прямо рядом с подъездом. Дворник вынужден все это собирать. Ему в итоге некогда деревья подрезать и траву убирать...
Запретите строителям управлять домами
- Как дела с капитальным ремонтом домов?
- Нужно поблагодарить правительство за то, что организовало Фонд содействия реформированию ЖКХ. В 2008 году Челябинску на капитальные ремонты домов дали 1 миллиард рублей (федеральные, областные, городские деньги и пять процентов софинансировало население). Из них наша организация сумела освоить 240 миллионов рублей. Это практически четвертая часть. Что и неудивительно, так как мы были более готовы к участию в программе, чем остальные управляющие компании: быстрее реагировали, быстрее ремонтировали. На следующий год за эти деньги уже шла серьезная конкуренция. И нам удалось получить примерно 150 миллионов. В прошлом году денег стало совсем мало, мы получили всего 10 миллионов рублей. Выполнили работы, отчитались, но средств было уже намного меньше. Благодаря деньгам из фонда мы сумели остановить старение жилого фонда.
- В Челябинск приезжал председатель партии «Яблоко» Митрохин, ругал местные управляющие компании за то, что они не соблюдают норму по поводу прозрачности отчетности. Как ваша компания ее исполняет?
- Управляющие компании сегодня не ругает только ленивый. Поругал - сразу взлетел рейтинг среди населения. Действительно, есть постановление правительства № 731. По нему мы должны создать свой сайт и опубликовать на нем информацию о работе компании и состоянии жилого фонда. У нас такой ресурс есть, на нем выложена вся информация, как мы ее понимаем. Я так говорю, потому что в упомянутом постановлении есть некоторые вопросы, которые можно толковать по-разному. Да и сам документ по идее не должен противоречить Федеральному закону «О коммерческой тайне», другим постановлениям и актам. О том, что у нас существует свой сайт, мы помещаем информацию практически на каждой квитанции. Он открытый и простой: rgz74.ru.
Конечно, сегодня начались новые обсуждения прозрачности компаний ЖКХ. Выступают все. Неплохо, если бы они подумали вот о чем. Стоит жилой дом в Челябинске, обычная стоквартирная пятиэтажка. И стоит такой же жилой дом в Берлине. При этом идет естественный износ конструкций. В законе четко написано, что капитальный ремонт кровли должен происходить раз в 10 лет. Раз в 15 лет меняются инженерные сети. Однако у нас еще более суровые условия, чем в Германии. Но немцы платят 2,5 евро с квадратного метра (это 100 рублей), а у нас - 11 рублей. За капитальный ремонт в Германии выкладывают от 0,7 до 1 евро (35 рублей каждый месяц). Мы в Челябинске платим 0 рублей. Вот уровень содержания там и здесь. Хотя в России не все граждане могут платить 100 рублей с квадратного метра. Поэтому без государственной поддержки здесь никак не обойтись.
- Какие у вас планы?
- Шагать в ногу со временем, не отставать от запросов людей и от существующего законодательства, быть даже чуть-чуть впереди. Есть хорошая пословица: «Чтобы не отстать, нужно очень быстро идти, и даже лучше бежать».
Мы первыми создали свою саморегулируемую организацию. Сегодня таковых в России три. Фонд реформирования ЖКХ требует от всех претендентов на свои деньги членство в саморегулируемых организациях, а мы заранее предугадали, что будет так. Сама работа в саморегулируемых организациях накладывает определенные обязательства по взаимодействию с персоналом, контролю за работой, сертификации (пока добровольной).
- То есть ваша компания сертифицирована?
- Я изучал вопрос сертификации. Сегодня это ни к чему не обязывает. Как только она будет обязательной, мы ее пройдем. Одна управляющая компания в Челябинске уже сертифицировалась: заплатила за это один миллион рублей. А этого хватило бы на ремонт кровли двух домов. Мы лучше их починим.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве