На границе с Челябинской областью Уральский завод гражданской авиации разводит пятнистых оленей

На границе с Челябинской областью Уральский завод гражданской авиации разводит пятнистых оленей

Пятнистое стадо в 600 голов разводят ради пантов.

А хлеба привезли?

В вольере площадью в 15 гектаров за ограждением из сетки «Рабица» им не страшны природные враги - волки и росомахи. Есть, правда, медведица по имени Шура. Но она содержится в клетке и к тому же впала в зимнюю спячку. Посмотреть на пятнистое стадо в 600 голов мы отправились вместе с главой села Иткуль Верхнеуфалейского округа Светланой Загартдиновой. Ни село, ни Уфалей никакого отношения к оленьей ферме не имеют, поскольку она находится в Сысерстском районе Свердловской области. Однако путь к оленям лежит как раз вдоль «нашего» озера Иткуль и мимо села с одноименным названием.

- Оленеводы откликаются на все наши просьбы, - говорит Светлана, - а к себе беспрепятственно допускают экскурсии из Уфалея и Снежинска.

Однако нас в роли экскурсантов здесь явно не ждали. Интерес к нам активно проявил только крупный цепной пес. Он поливал нежданных гостей громким лаем, преграждая подходы к большому деревянному дому. Наконец на крыльце появился невысокого роста человек с окладистой рыжеватой бородой. Представился: Григорий Киряков. Без особого желания он пригласил нас войти. Обстановка небогатая: кухня с кипящим чайником и «спальня» с пятью, стоящими едва ли не встык, застеленными одеялами кроватями. Навстречу вышел немолодой крупный мужчина. Оглядел нас хмурым взглядом: «Оленей, значит, хотите посмотреть? А хлеба привезли?» Мы сконфузились. Действительно, почему не догадались о такой малости!?

Важенки с «пенечками»

Хмурый товарищ, назвавшийся трактористом Василием Могильниковым, пошел-таки показывать хозяйство. Далеко идти не пришлось: пересекли огромный двор и остановились у ворот, за которыми стояли, прыгали и бодались очаровательные грациозные создания.

На нас они сразу обратили внимание. Важенки подбегали к воротам и тыкались теплыми мокрыми носами в наши ладони, демонстрируя ровные ряды белоснежных зубов. Рога отсутствовали, вместо них - аккуратные «пенечки»

Срезать панты начинают после достижения оленями двухлетнего возраста. К этому времени рога весят около двух килограммов, достигая затем шести-восьми. В среднем за сутки они вырастают почти на восемь сантиметров! Таких темпов роста не знает ни одно другое животное. В 12-летнем возрасте пантовая продуктивность снижается.

С биологической точки зрения панты представляют собой костную губку, наполненную кровью. В течение двух месяцев их варят и сушат. Получаемый из рогов пантокрин весьма полезен для восстановления мужской потенции. Из него готовят также препараты для омоложения кожи, лечения женских заболеваний. Не зря же за килограмм рогов дают от 12 до 17 тысяч рублей!

Это, между прочим, в два-три раза дороже, чем в Новой Зеландии, где оленеводческая промышленность получила бурное развитие. В небольшом островном государстве создано 4000 оленеводческих ферм, на которых содержатся два с лишним миллиона животных. Ежегодно новозеландские оленеводы получают от них около 500 тонн сырых пантов. А вот сколько рогов производят иткульские олени, нам узнать не удалось: коммерческая тайна!

В меню - сено с пирожными

От общения с этими удивительными созданиями мы получили огромное удовольствие. Когда один из нас начал снимать повернувшихся к нам мордочками оленей, они вдруг издали высокий пронзительный звук, абсолютно схожий с человеческим свистом.

- Так животные реагируют на опасность, - пояснил Григорий Киряков.

45-летний Григорий Варфоломеевич ухаживает за оленями шесть лет. Кстати, этот оленевод, как и другие пять сотрудников фермы, живут в поселке Полдневой, где с работой напряженка. Работают вахтовым методом, меняясь через неделю.

Кормят оленей в основном сеном, заготовленным как самостоятельно, так и закупленным на стороне. Но сухая трава - не единственное блюдо в рационе животных. Мы обратили внимание на сотни картонных коробок, стоящих рядом с копнами сена. В них лежали новенькие пластиковые упаковки с замороженными тортами и пирожными.

- Эту продукцию с закончившимся сроком реализации нам поставляет кондитерская фабрика, - рассказал Григорий Варфоломеевич. - Забавно, но олени, как и люди, любят побаловаться бисквитами и эклерами.

Соседи замахнулись на этнопарк

- Подсобное хозяйство Уральского завода гражданской авиации с нами соседствует давно, - пояснила глава Иткуля Светлана Загартдинова. - Очень тесно общаемся. Они нам помогали техникой, чистили от снега дороги. А однажды подарили грузовую машину. Нынче она работает, как пожарная. С какой бы проблемой ни обращались, всегда идут навстречу. Ну и не последнее дело - рабочие места. Сейчас там трудятся несколько наших, иткульских.

Но не за горами время, когда безработные Иткуля могут быть востребованы еще больше.

В планах у свердловских авиаторов - создание на базе подсобного хозяйства этнопарка. В нем разместятся санаторий с пантовыми ваннами, зоопарк, где будут не только олени, но и волки, лисы, медведи и зайцы.

А в том, что леса наши богаты зверьем, мы убедились, когда нам под колеса едва не угодила куница, перебегавшая дорогу в направлении оленьего стойбища. Что касается санатория, то быть ему непременно: сто с лишним лет тому назад таковой уже существовал. Там лечили всех приезжающих сбродившим кобыльим молоком - кумысом.

Для справки

Пятнистый олень обитает в Китае, Тайване, Северном Вьетнаме, Корее, Японии и в России - в Южном Приморье. Летом имеет красно-рыжую окраску с белыми пятнами, а зимой он бурый и лохматый. Длина тела достигает 180 сантиметров, высота в холке - 112 сантиметров, вес - 75-130 кг. В начале 30-х годов ХХ века завезен в среднюю полосу европейской части России и на Кавказ.

Геннадий Ярцев, Виктор Рискин

VK31226318