Вершители финансовых судеб

Вершители финансовых судеб

Международные финансовые скандалы не утихают уже несколько месяцев. Самые громкие из них касаются понижения кредитного рейтинга разных стран. Это делают международные рейтинговые агентства. Что это за организации? Почему их решения влияют на судьбы целых государств?

Причина финансовой болезни?

В мире наберется до десятка частных компаний, которые одним росчерком пера могут влиять на экономику Европейского союза, крупных государств, отраслей и предприятий. Это международные рейтинговые агентства. Для генерального директора компании «Инвест Бизнес Консалтинг» Станислава Ахмедзянова (Челябинск - Москва) наиболее авторитетными рейтинговыми агентствами являются «Стандарт энд Пурс» (Standard and Poor’s, или S&P), «Мудис» (Moody’s), «Фич» (Fitch), «Монинг Ста» (Morning Star). Первостепенное значение «Стандарт энд Пурс» эксперт объясняет тем, что эта компания делает полноценные аналитические исследования финансового рынка, известна еще со времен второй мировой войны, ее сотрудники первыми придумали такой отраслевой показатель, как фондовый индекс S&P 500.

- В жизни простого человека продукты рейтинговых агентств - показатели - не используются, хотя их разновидностей существует очень много. Например, есть рейтинги, которые характеризуют целые страны (суверенный кредитный рейтинг), а есть те, которые относятся к отраслям и компаниям, - рассказывает С. Ахмедзянов. - Я работаю как брокер на рынке купли-продажи больших имущественных комплексов. Мне пригождаются отраслевые рейтинги. К примеру, продает наша компания мясокомбинат, и чтобы обосновать цену, очень неплохо показывать потенциальным покупателям информацию об отрасли товаров повседневного спроса и ее перспективах. Особенно если источник этих данных авторитетный.

Долговые рейтинги стран и предприятий находят спрос у инвесторов, людей и организаций, которые дают деньги в долг, а потом получают их обратно с процентами. За определенную плату они имеют возможность видеть, какой рейтинг агентство присвоило той или иной компании, обретают доступ к базе аналитических материалов, соответственно решают, с кем выгоднее сотрудничать.

- Проводя доступные параллели, можно сказать, что потребителям таким образом проще понимать, ГОСТовская колбаса перед ними или ТУшная, - комментирует управляющий партнер MD-group Константин Терентьев (стратегический консалтинг). - У кредитных рейтингов существует многоступенчатая градация. То есть заемщики делятся на отличных, хороших, средних, плохих, очень плохих и тех, которым денег в долг лучше вообще никогда не давать. Присвоение какому-либо заемщику определенной категории приводит к тому, что его ценные бумаги начинают продаваться или, наоборот, лежат мертвым грузом; стоимость займа для него изменяется. Ошиблись немного - и судьба компании, а то и страны, меняется: ее экономику начинает лихорадить. Среди симптомов «лихорадки»: изменение ставок по кредитам и вкладам, колебания курса национальной валюты, сокращение льгот, снижение зарплат госслужащим, митинги, шествия, беспорядки...

И жизнь, и кошелек

В начале ноября прошлого года рейтинговое агентство «Стандарт энд Пурс» покусилось на суверенный кредитный рейтинг Франции. Его понизили на одну ступень. На новость молниеносно отреагировали рынки ценных бумаг, и доходность десятилетних французских гособлигаций взлетела до рекордных значений. Но уже спустя два часа S&P оправдывалось «технической ошибкой» и вернуло показатель к первоначальному уровню. Впрочем, в январе 2012 года его все равно снизили. Но буквально несколько дней спустя в числе других ошибок агентства оказалась Бразилия. В ряду промышленных гигантов «пострадали» «Норильский никель», «Нокиа», «Сони», «Панасоник» и некоторые другие. Не остался неприкосновенным даже подобный показатель Европейского фонда финансовой стабильности.

До сих пор не утихают споры вокруг рейтинга США. А после того как под «рейтинговый каток» попали Португалия, Испания и Италия, в Европе заговорили о необходимости учредить собственную подобную компанию.

- Методики агентств не всегда справедливы и применимы, не всегда понятны, - говорит Станислав Ахмедзянов. - Если вести речь об отечественных агентствах, то единственный авторитет для меня - «Эксперт РА». Они хотя бы немного потрудились описать, что, как и почему. Дают развернутые таблицы, динамику, капитализацию, интересные отраслевые показатели.

- Методологии достаточно сложны, так как им приходится иметь дело с учетом множества разнообразных рисков, - консервативен сотрудник банка, директор Центра маркетинговых исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков. - Именно поэтому их оценки зачастую отстают от реальной ситуации, когда она развивается очень быстро. Простыми и всем понятными методиками, к сожалению, невозможно описать очень сложные современные экономические объекты.

Понижение рейтинга весомых игроков финансового рынка «по непонятным» и «по сложным» правилам стало для многих шоком. Например, Франция и США, как и другие развитые страны, жили с максимально высокой оценкой на протяжении долгих лет. Теперь, когда гром грянул, финансовое сообщество заговорило о «несправедливых рейтингах», которые были присвоены «за интерес». Однако авторитет оценщиков целиком и полностью разрушен не был.

- Доверие к агентствам сильно упало после того, как стало понятно, что они занимаются понижением рейтингов по заказу. Но, с другой стороны, смешит и политика двойных стандартов стран Большой семерки, которые приватизировали право жить с наивысшим показателем. Все считали, что Америка ведет политику двойных стандартов, но теперь видно, что и Европа в этом плане ничем не хуже, - поясняет Станислав Ахмедзянов. - Во время кризиса стало видно, что в совете директоров рейтинговых агентств сидят дети владельцев производственных и финансовых корпораций с наивысшими же рейтингами, а в самих агентствах не без коррупции.

- Рейтинг основывается на следах экономической деятельности, которая была. Это называется «мерить температуру у трупа». Бухгалтерский отчет - это то, что уже было, а не будет, - говорит о применяемых методиках К. Терентьев. - Поэтому со временем они ввели так называемый прогноз (негативный, стабильный, позитивный). Но когда рассматриваемыми объектами являются предприятия, вроде бы все нормально. А вот в случае с правительствами и странами возникает вопрос политики.

Миром правят финансисты

Кредитный рейтинг, построенный на основе финансовых показателей, - это показатель качества управления. Если рейтинговое агентство понижает его, значит, правление (в случае с компаниями) или правительство (в случае со страной) не справляется. Это два сигнала участникам фондового рынка. Первый - освобождаться от проблемных активов. Второй - избавляться от проблемных менеджеров или политиков.

- Получается, что сами рейтинговые агентства стали заложниками собственной информации, - комментирует Константин Терентьев. - Они настолько авторитетны и истина в последней инстанции, что кому-то постоянно хочется на них давить.

Агентства - точно такие же коммерческие предприятия, которые находятся на территории какой-либо страны, а потому тоже могут быть подкупаемы и запугиваемы.

Кроме того, им открывают значительную долю финансовой и управленческой информации, которая может быть интересна ЦРУ, МИ 6, МОССАДу и другим разведкам. И в данном случае на рейтинговые агентства уже могут оказывать давление разные страны. Недавно в итальянских офисах некоторых рейтинговых агентств - «виновников» скандалов - прошли обыски.

Мировая история знает как минимум один достоверный случай признанного давления и подкупа рейтинговых агентств. В 2006 году в США выяснилось, что рейтинги надежности ипотечных бумаг явно завышены. Просроченная задолженность по ипотечным кредитам росла как снежный ком, несмотря ни на какие оценки.

- Это в России при развитой коррупции мы можем диплом заработать, а можем купить. И для нас это не является глубоким потрясением, - говорит К. Терентьев. - Мы знаем, что диплом можно купить в подземном переходе, а можно - где-то в институте. Попробуйте где-нибудь в Германии или в Австрии рассказать, что диплом продается и покупается…

По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем никаких изменений в бизнесе рейтинговых агентств не произойдет. Попытки отдельных стран обзавестись собственными авторитетными агентствами смешны и обречены на провал. Ситуация напоминает потуги региональных строителей разработать и применять собственную классификацию офисной недвижимости в ответ на ту, что предложили ведущие консультанты и брокеры. Поэтому управляющий директор MD-group советует всем заинтересованным лицам при получении рейтингов стараться влиять на все, что доступно, играть по сложившимся правилам. А тем, кто следит за рейтингами, важно у раздачи оказаться первыми. Ведь агентства, получив критическую информацию, могут допустить утечку до ее официального выхода в свет.

Serpuhovmeb.ru заказать шкаф в Серпухове

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318