Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Осенью промышленность Челябинской области почувствует острый дефицит тружеников

02.03.2012
Агитацией или даже длинным рублем к станку молодого человека заманить непросто

И впрямь напасть: не кризис, так кадровый голод. Предвидя такую перспективу, областные власти еще пару лет назад заявили: необходимо поднимать престиж профессий рабочих и инженеров. Вузам предлагалось сменить приоритеты: выпускать не гуманитариев, а технарей. О проблеме говорил и президент Д. Медведев на заседании комиссии по модернизации. Причем не где-нибудь - в Магнитогорске.

Однако, как оказалось, агитацией или даже длинным рублем к станку молодого человека заманить непросто. Тема не так давно обсуждалась на заседании «круглого стола», организованном в Челябинском госуниверситете. Участвовали промышленники, представители госструктур, преподаватели и ученые. Сопоставив наиболее яркие выступления, можно понять следующее: кадровый вопрос - беда не экономики, а общественной идеологии, которая на бумаге не оформлена, но де-факто существует. Другой источник неурядиц - привычка управлять экономикой вручную, по ситуации, без планов на долгий срок.

Бегство в университет

- У собственников предприятий, в первую очередь, промышленного сектора давно отработаны идеология и технология рабовладения, - заметил начальник Главного управления по труду и занятости населения области Владислав Смирнов. - Этот факт осознается родителями: если их ребенок идет работать на завод, он становится рабом. И срок его здоровой жизни - десять-пятнадцать лет. Потом, «отжатого», его бросят на руки этим, уже престарелым родителям.

Владислав Смирнов также сетует на высшие учебные заведения. Они, по его мнению, стремятся взять под свое крыло как можно больше абитуриентов, но не отвечают реальным потребностям рынка труда:

- 40 процентов объема знаний, преподаваемых в государственных вузах, и 90 процентов в коммерческих, связаны с гуманитарными дисциплинами. Тогда как 73 процента заявленных вакансий в Челябинской области составляют низкооплачиваемые рабочие профессии.

- Мы вынуждены будем подстраиваться не под свои желания, а под стремления среднестатистического россиянина, который звезд с неба сегодня не хватает, - продолжает В. Смирнов. - Он пьет пиво, пардон, ругается матом. При этом, нравится нам это или нет, он должен ориентироваться на работу в производственном секторе. По той причине, что именно производственный сектор в нашем регионе основной. Вопрос в том, как не потерять будущих технарей, начиная с первого класса школы. Нужны люди, которые хотят получить гарантию завтрашнего дня.

А вузы, по словам В. Смирнова, вопреки интересам региона, ориентированы на подготовку гуманитариев, потому что это более прибыльно.

- Но если главный мотив сегодня деньги, то почему коммерческой компании можно их зарабатывать, а высшей школе нельзя? - парирует директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ, профессор Виктор Бархатов. - Мы все живем в рыночной структуре. И, если мои студенты находят практическое применение своим знаниям, значит, свою роль как представитель высшей школы я выполняю. У нас почему-то до сих пор присутствует экономический романтизм: находимся в рынке, а методы пытаемся использовать социалистические. Определяем: кто, кого, кому и сколько должен подготовить, чем должна заниматься высшая школа.

Виктор Иванович пояснил и природу рабства, о котором говорил его оппонент:

- Проблема не региональная, а государственная, социальная. Мы создали олигархическое общество. И что человеку остается делать, чтобы не стать в этом обществе рабом? Единственный выход - получить высшее образование. Почему все пошли в гуманитарии? Чтобы в данной ситуации обрести определенный статус, вырваться из системы рабовладения.

На одного рабочего две вакансии

Иными словами, работодателю рано или поздно придется менять отношение к труженику. Выражаться это должно не только в величине заработка, но и, например, в условиях труда. Расчет на гастарбайтеров, которых можно нанять большим числом и с меньшей зарплатой, все менее актуален:

- Государство не позволит привлекать иностранную рабочую силу в том количестве, в каком хотят работодатели. Да, она дешевая. Но массового замещения допускать нельзя: просто страна взорвется. Проблему все осознали, и по западному сценарию «открытых ворот» для иностранцев никто не пойдет.

Обострившуюся четыре года назад проблему дефицита кадров сгладил экономический кризис:

- Но к октябрю 2012 года ситуация будет такая же, как в начале 2008-го: на одного работника две вакансии, - предупредил В. Смирнов. - Уровень же работы предприятий по набору, закреплению и сопровождению кадров неудовлетворительный. В кадровики понабирали девочек и мальчиков, которые повыдергивали тестов из Интернета, и вопрос о соответствии работяги должности решают по принципу «нравится - не нравится».

Выход - создание при центрах занятости клуба кадровиков, который бы координировал свои действия по выходу из кадрового кризиса.

- Мы намерены, во-первых, внимательно относиться к соблюдению трудовых прав наемных работников. Во-вторых, готовы бесплатно помогать работодателям наращивать профессиональный уровень их кадровых служб, - сказал Владислав Смирнов. Кстати, в качестве позитивного исключения он отметил Магнитогорский металлургический комбинат, сохранивший свою систему подготовки кадров.

Кризис превратит систему в назем

По данным Главного управления по труду и занятости населения, Челябинская область теряет примерно 100 тысяч рабочих из-за того, что они отбывают срок заключения, страдают алкоголизмом или наркоманией. При этом к 2020 году экономике региона будет недоставать минимум 200 тысяч человек. С учетом последствий демографической ямы уместно утверждать: стране не хватает не только рабочих, но и людей в принципе. В таких условиях у работодателя появляется стимул к росту производительности труда: меньшим числом добиваться большего эффекта. Это подразумевает новизну техники и технологий. Соответственно, необходим принципиально иной уровень качества знаний. Эксперты отмечают, кстати, что, наращивая число дипломированных специалистов, Россия находится в общеевропейском тренде. В Германии, к примеру, число людей с высшим образованием тоже увеличивается. Здесь, правда, появляется другая претензия к вузам: готовят не так, как должно.

Председатель совета директоров компании «Челябинский завод «Теплобрибор» Константин Захаров отметил, что его предприятие вплотную подошло к тому, чтобы на новое оборудование привлекать кадры из Германии.

- Здесь таких специалистов не готовят, - пояснил Константин Юрьевич. - Не потому что не хотят, а потому что старая советская парадигма не предполагает существования на базе высших учебных заведений центров подготовки, которые комплексно обеспечивают предприятия целыми управленческими группами (а не отдельными выдающимися выпускниками), привносящими туда новые технологии.

По словам К. Захарова, у нас нет учебных заведений, которые бы готовили инженеров, знающих системы проектирования, связанные с современным оборудованием.

- Где их будут готовить? На производстве? - задает он риторический вопрос. - Но надо понимать, что в промышленности только десять процентов предприятий работают по современным технологиям. 90 процентов - это пережившие два кризиса постсоветские заводы со старым оборудованием и аналогичными подходами, от которых они до конца не освободились. Если эти девяносто процентов будут диктовать системе образования, какие кадры им нужны, мы попадем в замкнутый круг, из которого без полного развала нам не выйти. Разрушатся и система образования, и не меняющаяся система промышленности. Где выход - вопрос интересный.

Как отмечает К. Захаров, у учебных заведений есть два заказчика специалистов: работодатель и государство. Опора на работодателя подразумевает большой риск: во имя развития придется прислушиваться не к 90 процентам промышленников, а к десяти наиболее прогрессивных. Как эти десять процентов выявить, сказать трудно.

- Государство - заказчик платежеспособный, - продолжает он. - Но оно вместо того, чтобы и для промышленности, и для вузов генерировать долгосрочные цели и приоритеты на 20 - 50 лет вперед, решает задачи краткосрочных периодов.

По сути, говорят специалисты, речь идет о планах на период до одного года - вот до чего дошли! Издержки ручного управления.

По мнению К. Захарова, если для решения проблемы не объединятся научные кадры высшей школы и представители отраслей, «нас ждет глубочайший кризис, который превратит старую систему в назем, после чего естественно появятся ростки нового поколения».

- Мы забыли, - в свою очередь замечает Виктор Бархатов, - что после войны, когда не было профессуры, крупные главные конструкторы предприятий, производственники пришли заведовать кафедрами. Так появлялись целые научные школы. Не говорю, что директор из системы олигархии должен сразу перейти на университетскую зарплату, но ради какого-то, как сейчас говорят, экстрима он бы привнес в высшую школу то, что нужно производству.

- Пока государство не будет иметь внятных программ, ничего у нас не получится, - продолжает Виктор Иванович. - У нас традиционно существует разделение производительных сил: каждая область имеет свою специализацию. Наш регион - металлургический. Но металлургия, не исключено, через определенное время сойдет на нет. Китай сегодня производит две трети металлургической продукции в мире. Куда мы свой металл повезем? Другой вопрос, чего мы хотим в масштабах страны: иметь высокие технологии или что-то другое? То есть нужен прогноз на десятилетия вперед, а у нас его нет.

Комментарии
Ну конечно же, никто не хочет потом в будущем похать за копейки. Тем более что люди такие професии в наше время не считают престижными и рвутся повыше чтобы не работать на заводах, а работать в каком то уютном кабинете. Нужно наводить порядки чтобы все было размерено и чтобы даже на заводе было хорошо работать))
Яна
02.03.2012 13:42:11
Андрей, важнейший аспект поднят! И отличный материал получился. Я думаю, эту тему - как одну из самых болезненных на ближайшие десятилетия (и с т-ки зр-я экономики, и социальной) - нужно журналистам двигать.

Здесь очень много интересных аспектов открывается: и соц. психология - например, как сделать статус рабочего привлекательным. И то, что по факту сегодня некторые ПТУ являются ИТУ (исправ.-труд. учреждениями) для подростков со смягченным режимом (так мб узаконить спец. программу?)

Нет у меня объективных данных с какой результативностью работала советская система ПТО (там пропаганд. шелухи тонны), но при царе с этим делом в России было совсем не айс; большинство типов школ не выполняли целей (выпускники не шли туда, куда предполагалось).

Наблюдаю за позитивными примерами в стране, вот для интереса, мне кажется, правильное направление -
http://lth.vlesprome.ru
Администрация
04.03.2012 07:03:34