Жан-Франсуа Ларронд: «Желания покупателей важнее любой схемы»

Жан-Франсуа Ларронд: «Желания покупателей важнее любой схемы»

Жан-Франсуа Ларронд, директор гипермаркета «Ашан-Челябинск», родился во французском городе Байон. В Российской Федерации живет последние шесть лет (с августа 2012 года - в Челябинске). В сети «Ашан» трудится на протяжении 16 лет. В интервью нашему корреспонденту он рассказал об особенностях работы французских магазинов, поделился впечатлениями от челябинских торговых точек и планами на будущее.

То, чего на свете нет…

- Каковы Ваши впечатления от первых дней работы челябинского магазина «Ашан»?

- Первый день был очень приятным, потому что покупателей пришло больше, чем мы ожидали (на 30-40 процентов, как и весь декабрь). Открылись в час дня. Час-пик начался в пять и продолжался до 10 вечера. Перед Новым годом в «Ашане» было практически не протолкнуться. И это при том, что стартовали мы практически без рекламы.

- Насколько открытие в Челябинске отличается от того, как это обычно происходит во Франции?

- Во Франции таких открытий, когда люди видят «Ашан» впервые и приходят посмотреть, в чем разница с другими магазинами, не было уже довольно давно. Ведь на родине история сети насчитывает не один десяток лет. Да и челябинский «Ашан» он в общем ряду - исключение. Если Вы заметили, в нем две центральные аллеи.

- Почему?

- Дело в том что он квадратный, единственный в мире… Традиционный гипермаркет строят в форме прямоугольника, чтобы клиенты могли пройти от входа до выхода через все его аллеи. Французские «Ашаны» больше походят на тот формат, который представлен в Екатеринбурге на 13 тысячах квадратных метров.

Я не скажу, что две главных «улицы» это очень удобно для покупателя, но это самый лучший вариант, который мы смогли предложить после долгих размышлений.

- Как изменился средний чек в челябинском «Ашане» с первых дней работы и по март?

- В праздник люди покупают больше, чем обычно. Поэтому, если не брать Новый год, то можно сказать, что средний чек вырос и продолжает увеличиваться. Покупатели уже привыкли к расположению товаров и теперь им не нужно так часто ездить в «Ашан», они делают это реже и покупают товаров, соответственно, больше. В целом приезжают два-три раза в неделю.

Во Франции средний чек крупнее, чем в России, потому что там большинство людей посещает магазин раз в неделю. Ведь, если в Челябинске «Ашан» расположен к жилым массивам близко, то у меня на родине гипермаркеты находятся в основном за городом. И чем реже туда ездишь, тем больше экономишь времени.

- Каковы были самые ходовые товары в первые дни работы и каковы они сейчас?

- Мы были удивлены большим спросом на рыбу, к которому вообще оказались не готовы. Поэтому очень долго у нас ее не было. Но сейчас мы уже оценили, сколько этого продукта требуется, и исправили ситуацию. В первые дни также пустовал мясной отдел. Хорошо разошлись специи.

Сейчас спрос увеличивается в отделе с сырами. В связи с этим мы попробуем возить большой объем импортного сыра в том числе бренда «Ашан». В целом пропорционально выявленным потребностям планируем адаптировать площади всех основных отделов.

Что касается Франции, то там ходовым товаром под новый год является фуа-гра (фр.: foie gras, особым образом приготовленная печень птицы). Этот продукт в Челябинске мы пока не пробовали продавать, но у французов без нее не обходится ни одного новогоднего стола. В декабре 2012 года привезем и фуа-гра.

Сейчас во Франции в списке самых ходовых товаров лидируют готовые блюда, которые нужно только лишь разогреть в микроволновке или в духовке. Там их просто огромный выбор: от традиционных до экзотических. Связано это с тем, что многим французам некогда готовить. В Челябинске такой тенденции нет.

- Что Вам захотелось купить и попробовать в челябинских магазинах, когда Вы в них побывали первый раз?

- Был практически везде и в супермаркетах и в гипермаркетах и в торговых точках формата «у дома», но ничего особенного, что можно найти только здесь и больше нигде, не увидел.

- А что можете отметить во французских магазинах, чего нет у нас?

- Даже в столице не сыскать настоящей французской колбасы. А у нее совершенно другой вкус и рецептура, чем у российской. Поэтому в челябинском «Ашане» сейчас появились импортные колбасные изделия, в том числе испанские.

Хлеб как индикатор

- Что в торговом оборудовании и в правилах работы челябинских магазинов Вас больше всего удивляет (к примеру, ячейки для сумок; охранник несет икру до кассы и т.д.)?

- Если сравнивать с магазинами в соседнем Екатеринбурге, то там уровень обслуживания примерно такой же. А во Франции все по-другому… Например, есть магазины, где на входе покупатель берет сканер и, сканируя штрих-коды приобретаемых товаров, самостоятельно составляет свой чек. На кассе его распечатывает и оплачивает. В России к такой технологии мы пока не готовы. Рано запускать и «Ашаны», где клиенты экономят время за счет того, что сами кладут деньги в кассу. Пусть даже с электронным контролем, который будет учитывать вес входящих на кассу и исходящих с нее корзинок…

Что касается сумок, то ни в челябинском «Ашане», ни во французских магазинах нет зоны хранения. Для клиентов, которые входят с другими покупками, предлагаем их запаковывать в целлофановые пакеты. Сумочниц, которые принимают вещи, а взамен выдают «номерочек», во Франции можно увидеть только в бутиках со специализированными эксклюзивными товарами. Супермаркеты и гипермаркеты себе такого позволить не могут, потому что им нужно обслуживать большое количество покупателей. Сейчас ведь не семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века…

Сегодня в сфере торгового оборудования появляется много возможностей помогать клиентам. В некоторых французских магазинах уже действуют системы, которые по Wi-Fi могут считывать с мобильного телефона посетителя список нужных ему товаров и затем через тот же мобильник подсказывают, что, где из этого списка лежит и сколько стоит.

- А в Челябинске что-нибудь подобное планируете?

- Если такое глобальное решение примут, то будет это не в ближайшее время и сразу для всех российских магазинов «Ашан».

- Насколько принципы выкладки товаров в челябинском «Ашане» совпадают с принципами выкладки в большинстве французских торговых точек? Например, первое время в нашем магазине вместе лежали масло и майонез, а теперь майонез переехал поближе к сыру…

- Масло переместили с учетом пожеланий клиентов. Они в отделе с сыром спрашивали про этот товар постоянно. Соленья по той же причине выделили из «Кулинарии». Для нас пожелания покупателей в каждом конкретном городе намного важнее любой схемы. Вся остальная выкладка и логика расположения товара практически полностью совпадают с тем, что мы видим во Франции.

- Что в «Ашан-Челябинск» делают с товаром, который снимают с реализации из-за приближения срока годности? Как с таким товаром поступают во Франции?

- То что мы не можем использовать, выбрасываем. Некоторые товары поставщики забирают обратно, но это очень маленький объем. В целом мы стараемся реализовывать только такой товар, у которого до окончания срока годности еще далеко. Во Франции практика точно такая же.

- Из нереализованного хлеба собственного производства сухари не сушите?

- Пока мы на таком этапе, что не успеваем выпекать достаточное количество хлеба. Он в дефиците. Так что речи о том, что что-то остается, нет.

- Ваш хлеб не плесневеет в отличие от продукции некоторых комбинатов. В чем секрет?

- Просто соблюдаем рецепт традиционного хлеба и ничего больше.

- Я помню, на открытии французская делегация уделила выпекаемому хлебу особое внимание: отдельно подошли и попробовали. Почему?

- Во Франции если хлеб в торговой точке хороший, это значит, что в ней и большая часть всех остальных товаров прекрасного качества. Пекарня - своеобразный индикатор, да и французов, как Вы знаете, в кино обычно показывают с багетом в руках…

Стратегия низких цен

- Каков кулинарный акцент челябинского «Ашана»?

- Сейчас будем увеличивать ассортимент, для этого готовимся расширять сеть именно челябинских поставщиков, потому что покупатель должен видеть, что есть местный товар, локальные бренды. Это очень важно.

- Но есть покупатели, которые видят в «Ашане» источник импортных товаров, например, сливочного масла, которое сделано в Финляндии, или английского чая…

- Наша цель в том, чтобы представить в магазине товар по низким ценам для покупателей любого уровня достатка. Мы сделали магазин доступным и в то же самое время дали людям выбор между продуктами разного ценового уровня.

- Расскажите о программах лояльности, в которых Вы принимали участие во Франции… Вы копили бонусы или скидку?

- Я пользовался французской программой лояльности «Wahoo», которая действует во всех гипермаркетах страны. В России ее нет. Суть сводится к накопительной скидке. Челябинскую систему с начислением на карту бонусов Вы во Франции не встретите. Я считаю, что особенности программ лояльности - это тоже местная специфика.

- Насколько быстро подвозят товар в «Ашан-Челябинск»? Что делать покупателям, если в магазине весь нужный продукт разобрали?

- Что касается нашей логистической схемы, то ее еще нужно улучшать. Но если клиент не нашел товар, который должен быть в магазине, то он может в письменном виде передать свое пожелание любому сотруднику магазина. При этом нужно указать свой контактный телефон.

Также в «Ашане» мы поставили три красные урны, через которые можно донести информацию о ненайденном продукте. На следующий день покупателю перезвонят по контактному телефону, который он оставил, и расскажут о том, когда этот товар будет или предложат что-то взамен. Во Франции действует такая же система. Мы постоянно стараемся слушать клиентов.

- Кто, на Ваш взгляд, сегодня является лидером челябинского ритейла по объему реализуемых товаров? Кто по качеству?

- По ощущениям, наибольшие объемы в сети «Пятерочка». По качеству сервиса, я надеюсь, лидирует «Ашан».

- Как, по Вашим прогнозам, будут меняться потребительские предпочтения покупателей в Челябинске и во Франции?

- Я заметил, что в Челябинске люди внимательно смотрят качество товаров, состав, пытаются покупать здоровую пищу, фрукты. По напиткам мы тоже видим, что очень хорошо продаются соки, по сравнению с газированной водой. В Москве тенденция не такая. Во Франции сейчас тоже видно, что люди задумываются о свежих товарах, но возникает вопрос цены...

заказать кухню в Электрогорске

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318