На Южном Урале количество пресной воды уменьшается, а ее качество ухудшается

На Южном Урале количество пресной воды уменьшается, а ее качество ухудшается

Отраслевые чиновники предлагают населению экономнее расходовать этот ресурс, о промышленных предприятиях почему-то молчат. Проблему предлагают решить за счет подземных вод. Ведь радиоактивные отходы озера Карачай на них вовсе не влияют. Таковы краткие итоги пресс-конференции о качестве и сбережении питьевой воды, которая прошла 22 марта в Челябинске.

Самой главной новостью «водной» пресс-конференции стало продолжение вододефицитного периода. По словам ведущего специалиста-эксперта отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по области Галины Лаврентьевой, нынешний год особо не будет отличаться от предыдущего. Водохранилища были и будут заполнены только на 75 процентов. Но, по сравнению с 2010 годом, это все же прогресс: дефицита питьевой воды в городах Кыштым, Златоуст и Миасс не ожидается. Да и недавнее ЧП в Златоусте, когда город мог лишиться водоснабжения, Галина Лаврентьева объяснила всего-навсего перемерзанием реки, которая питает Айское водохранилище. Сейчас эта проблема решена.

- Если говорить о Челябинске, то Аргазинское водохранилище работает в нормальном режиме. Запасов воды в нем без учета притока на два года. Но приток есть и будет, - заверила журналистов специалист-эксперт.

После неутешительных прогнозов участники пресс-конференции подняли вопрос о возможности восполнять нехватку питьевой воды за счет скважин. Но особо радужной картины не получилось. По данным ведущего специалиста-эксперта Управления по недропользованию Челябинской области Натальи Афониной, из разведанных 156 месторождений «подземной воды» эксплуатируется только 113.

До остальных тянуть водопроводы экономически невыгодно (заложенная норма рентабельности не уточняется). Желающих добывать и продавать природную воду за копейки нет, поэтому средняя степень освоения запасов составляет 28 процентов.

- Отсюда и нехватка воды. То же самое со Златоустом. В советское время недалеко от города было разведано два месторождения подземных вод, которые в настоящее время сняты с учета. Для того чтобы их обратно поставить на учет, по действующим правилам, требуется пересчет запасов, - пояснила златоустовскую проблему Н. Афонина. - Златоуст почти полностью «сидит» на поверхностных водах. Подземными водами закрываются только два процента от общей его потребности. Это частные скважины.

На вопрос о том, как на чистоту подземной питьевой воды влияет озеро Карачай, специалист-эксперт Н. Афонина ответила: «Никак». Ведь озеро, расположенное недалеко от ПО «Маяк» и содержащее в себе 120 миллионов кюри радиоактивных отходов, не загрязняет подземные воды. Но как тогда объяснить тот факт, что в 2010-2011 годах уровень радиации в скважинах на берегу Шершней в девять раз превышал уровень 2005 года? Или это секретная информация, которую сенатор Константин Цыбко не должен был озвучивать прессе прошлым летом?

В качестве другого спасения от водного дефицита посоветовали населению экономить воду, намекнули придерживаться существующих нормативов (2,5 литра на человека в день, включая первые блюда). А вот о том, что в России на один килограмм произведенного продукта используется в пять-шесть раз больше воды, чем в Европе, никто не вспомнил. Простые смертные пусть экономят, отказывают себе во всем, а промышленникам прибыль на другие нужды пригодится…

Также на конференции «пригрозили» всем принудительной установкой водных счетчиков (за наш же счет), но никто из спикеров не вспомнил про дырявые городские водопроводы, про огромные суммы денег, которые строительные компании перечисляют за ремонт труб, но не видят никаких отчетов… По словам заместителя начальника Нижне-Обского бассейнового водного управления Владимира Середы, именно из-за ржавого водопровода в областном центре теряется треть транспортируемой воды. В Магнитогорске - четверть. В Миассе - 40,6 процента. В Златоусте 40 процентов.

VK31226318