«Такси Джет» вызывали?

«Такси Джет» вызывали?

Мобильное приложение «Такси Джет», рожденное в крошечном офисе бизнес-инкубатора, где с трудом помещаются три компьютера, имеет все шансы завоевать не только Россию, но и Европу. Перспективным проектом челябинцев всерьез заинтересовались в финском бизнес-акселераторе Startup Sauna. Что меняет «реактивное такси» в привычных отношениях пассажиров и таксистов?

По пять рублей с таксиста

Идея проста, как все гениальное. Без привычного звонка диспетчеру пассажир выбирает таксиста, тот сам находит местоположение клиента. В конце маршрута каждый ставит друг другу оценку, так складывается репутация. Как в популярной песне: мы выбираем, нас выбирают.

Авторы проекта демонстрируют мне весь процесс с помощью двух мобильных телефонов, один из которых в режиме «Пассажир», другой - «Водитель». В обоих случаях платформу «Такси Джет» подключат совершенно бесплатно, но таксист будет платить 5 процентов за заказ. Сейчас водитель платит за каждый вызов 20-30 процентов, в Челябинске это примерно 30 рублей, в Москве - 200.

Алгоритм поездки

Программа «Такси Джет» сама находит место, где надо взять пассажира, с точностью до 10 метров. Если положение все-таки определено неточно (так как рядом нет Wi-Fi и GPS), можно обозначить любое близлежащее приметное место: кинотеатр, бар, школа (все они будут на экране).

Пассажир сам выбирает одного из находящихся рядом водителей. На экране высвечиваются его портрет, имя, рейтинг, тариф, госномер и марка машины. Продвижение таксиста к пассажиру можно проследить на интерактивной карте.

Во время поездки в реальном времени передаются данные с GPS-таксометра, который максимально точно и честно рассчитает стоимость услуг.

В конце маршрута таксист дает оценку пассажиру, пассажир - таксисту. Постепенно будут отсеены не только недобросовестные водители, но и пассажиры, которые ведут себя неадекватно. Водители с высоким рейтингом и большим количеством заказов за услугу вызова будут платить меньше.

Подробности на сайте jettaxi.mobi.

- Мы максимально автоматизировали и можем легко масштабировать процесс, поэтому плату за услугу вызова снизим до фиксированного комиссионного сбора - 5 рублей. На этапе запуска системы на счет каждого водителя будут начислены средства, чтобы два первых месяца он работал бесплатно, - рассказывает Алексей Захаров.

Он, аспирант факультета информатики и вычислительной математики ЮУрГУ, и выпускница кафедры прикладной математики и информатики ЧелГУ Оксана Утяшева три года разрабатывали мобильные и веб-приложения на заказ для США и Канады. Позже к ним присоединился студент Дмитрий Савченко. Его практически случайно Алексей присмотрел на защите курсового в ЮУрГУ. В 2011 году молодые программисты стали работать над собственными проектами, в их числе «Такси Джет».

- Подобные приложения начали появляться в Америке. Мы учли их недостатки и выстроили концепцию в соответствии с условиями российского рынка. У американцев вызов такси рассчитан на лимузины премиум-класса, а главное - в каждом городе формируется собственный таксопарк с единым тарифом. У нас все очень индивидуально, а универсальное приложение позволит охватить все города, покрытые так называемыми «открытыми картами» - Open Street Maps.

Усомнившись, найдет ли мобильное устройство пассажира в таких маленьких городах Челябинской области, как, например, Коркино, тут же проверяем. Есть. На экране высвечиваются названия улиц, дома. Оказывается, «Такси Джет» применимо всюду, даже в сельской местности. Водителю гораздо удобнее искать человека в «чистом поле» не со слов диспетчера, а по интерактивной карте, где видны все дороги.

Путь в Силиконовую долину

За несколько месяцев напряженной работы концепция «Такси Джет» менялась четыре раза. Кроме программистов проект отшлифовывали дизайнер Влад Созонов и копирайтер Георгий Акмен (оба - выпускники ЮУрГУ). Удобный интерфейс, запоминающийся логотип и собственный сайт - вещи крайне важные, когда хочешь, чтобы тебя запомнили и заметили.

Их действительно заметили. Проект был поддержан грантом в 300 тысяч рублей от министерства экономического развития области. Кроме того, Алексей Захаров удостоен всероссийского гранта для молодых ученых «У.М.Н.И.К.» Правда, уже полгода обещанная сумма пробивается к получателю сквозь бюрократические препоны.

Однако самое интересное произошло в декабре, когда в Ч область прибыла официальная финская делегация. Через Твиттер ребята познакомились с Евгением Пелтоллой, одним из организаторов бизнес-акселератора Startup Sauna. Он побывал в их скромном офисе на улице Дарвина и пригласил на отбор российских бизнес-проектов в Краснодар.

Еще свежи воспоминания о конкурсе, прошедшем 16 марта. Из 30 команд до отборочного этапа было допущено 23. Затем каждому участнику дали ровно три минуты на короткий рассказ о проекте. После сигнала таймера выступление резко обрывали, задавали два вопроса и переходили к следующим участникам. Говорили, конечно, на английском. Во второй половине дня - примерно 20-минутная обстоятельная беседа один на один с каждым из шести экспертов (в их числе представители Nokia, Skype, других известных фирм). Через все фильтры прошли всего три команды. Челябинцы - в числе фаворитов. Теперь их ждет полуторамесячная поездка в Хельсинки для обучения и консультаций у талантливых, как утверждают сами финны, предпринимателей.

Однако и это не все. После учебы в Финляндии еще один отбор, после которого самые эффективные команды едут в Силиконовую долину. И вновь защита проектов перед серьезными инвесторами, внимание журналистов.

«Бомбилам» помогут

Независимо от того, попадут наши ребята в Силиконовую долину или нет, работа над проектом продолжится. Совершенству нет предела, тем более после изменений в законе о такси.

До 2012 года аналогов «Такси Джет» в России не было. Недавно похожее мобильное приложение запустил Яндекс, но там, как в американском варианте: пассажир выбирает машину из подключенного таксопарка. Проблем водителей это не решает. Приложением «Такси Джет» могут успешно пользоваться все: лицензированные таксисты, «бомбилы» и люди, таксующие после основной работы.

- В перспективе мы отсеем тех, у кого нет лицензии, или поможем получить ее тем, кто этого захочет, - рассказывают о проблеме, дополняя друг друга, Алексей Захаров и Дмитрий Савченко. - Нам предстоит наладить партнерские отношения с ведущими интернет-бухгалтерию и автоматизированно обслуживающими индивидуальных предпринимателей, а затем совместно предлагать водителю этот продукт.

Да, пока лицензия необязательна, но желательна. Поэтому в интерфейсе решили отмечать каким-то знаком, например галочкой, водителей, имеющих лицензию. Пассажир должен знать: с «официальным» водителем он едет или нет.

- Но с такси бывают связаны конфликты, криминальные истории, - выражаю я свое опасение.

- Данные о заказе хранятся в базе данных. При необходимости мы можем их предоставить, - успокаивают разработчики.

Проект «Такси Джет» еще не запущен полностью. В Челябинске зарегистрировано всего шесть водителей и 50 пассажиров. В Москве - около 300 таксистов (15 из них постоянно в режиме онлайн) и 800 пассажиров. Пока доступно Android-приложение, через пару месяцев подключится Windows Phone-приложение. А буквально на днях появится возможность заказывать такси с iPhone/iPad и с веб-сайта. Думаю, стоит попробовать. По прогнозам, в скором будущем платформа «Такси Джет» станет популярной в России, странах СНГ и некоторых европейских странах.

VK31226318