Ежегодно в Челябинск приезжает свыше 30 тысяч граждан из стран ближнего зарубежья

Ежегодно в Челябинск приезжает свыше 30 тысяч граждан из стран ближнего зарубежья

Едут они сюда в поисках лучшей жизни, в надежде найти работу. Но надежды сбываются далеко не у всех.

Статистика свидетельствует, что именно граждане ближнего зарубежья чаще других попадают в криминальные сводки, становятся жертвами обмана. Вот наиболее типичная ситуация: люди отработали в поле (на стройке, в сфере дорожного строительства), а им заплатили копейки или не расплатились вовсе. Сотрудники Федерального управления миграционной службы по Челябинской области (УФМС), анализирующие состояние дел в этой области, считают, что одна из главных причин конфликтов кроется не в межнациональной неприязни или дискриминации мигрантов коренным населением, а в элементарном незнании иностранными гражданами русского языка.

- Незнание русского языка ведет к незнанию российских законов, - считает заместитель начальника УФМС Светлана Сенникова. - Без знания языка трудно искать работу, общаться с людьми, заполнять анкеты, знакомиться с условиями контракта. Зачастую плохо владеющие русским языком иностранные рабочие подписывают документы, смутно представляя, что в них написано, или полагаются на честность работодателя, заступничество земляка-бригадира. А потом страдают от того, что их обманули при начислении зарплаты. Аналогичная ситуация происходит, когда неизвестные обещают им помощь в регистрации, определении на квартиру и так далее. Выход один - учить русский язык хотя бы в пределах общения, чтобы с минимальными потерями интегрироваться в новую среду.

Светлана Сенникова рассказала, что по инициативе УФМС ведущие вузы города, в том числе ЮУрГу, ЧелГу и педуниверситет, организовали курсы русского языка для иностранцев, которые ведут профессиональные преподаватели. Курсы рассчитаны на людей с разным уровнем подготовки и разными финансовыми возможностями. Но те, для кого они в первую очередь предназначены, их практически не посещают.

- На языковые курсы охотно идут граждане Китая, Конго, Франции, но не узбеки и не таджики, - говорит Светлана Михайловна. - При этом конголезцев в Челябинске трое, а узбеков и таджиков больше десяти тысяч, по численности они занимают соответственно первое и второе места в общей структуре миграции. Мы готовы пойти навстречу их пожеланиям, пересмотреть учебную программу в соответствии с запросами, но предложений пока не поступало. Услуга остается почти невостребованной, при этом количество криминальных происшествий, участниками и жертвами которых чаще всего становятся жители Узбекистана и Таджикистана, не идет на убыль.

Руководитель узбекского национального центра «Бобур» Мамураджан Кадиров, выпускник московского педуниверситета и в прошлом преподаватель русского языка и литературы андижанской школы, согласен с позицией С. Сенниковой.

- В силу хорошего знания русского языка я часто выступаю переводчиком на следствии, в судах, где рассматриваются дела моих соотечественников, - говорит Мамураджан Иргашевич, - и могу подтвердить, что незнание языка страны, в которую приезжают мои земляки, приводит не только к курьезам в области межкультурных коммуникаций, но для некоторых заканчивается скамьей подсудимых.

Причина плохого знания русского в том, что после развала СССР в наших школах вместо 12 уроков в неделю язык Пушкина теперь учат два часа в неделю. А тут еще страна перешла на латинский алфавит вместо кириллицы, к которой все привыкли, и уподобилась Турции.

Сегодня для молодежи русский - это практически иностранный язык. Дома они его не учат, думают, приедут сюда - выучат. Но так не получается. В Россию мигрант приезжает, как правило, на сезонные работы зарабатывать деньги (а это пять-шесть месяцев), и все, что не связано с заработком, представляется ему второстепенным. Он считает каждую копейку, а курсы русского языка - это дополнительные затраты. Мы через свой национальный центр стараемся воздействовать на людей, донести до них мысль, что единственно возможный путь узнать традиции и культуру народа - это изучить его язык. Но, к сожалению, эту истину осознают не все.

Конечно, проблема незнания русского языка касается не всех мигрантов из ближнего зарубежья. Есть среди них и те, кто сам или с помощью языковых курсов овладел русским, осел в Челябинской области, женился на местной (чаще башкирке или татарке, языки которых имеют общие тюркские корни с узбекским), нашел работу. Во многих челябинских школах, особенно Калининского района, дети мигрантов составляют значительный процент. Имея постоянную языковую практику, они становятся билингвами, то есть свободно говорят на двух языках и не подозревают о проблемах, которые в свое время испытали их родители.

В прошлом году четыре тысячи граждан из стран ближнего зарубежья получили российское гражданство, для которого необходимо обязательное знание русского языка. Может быть, есть резон поставить такое же условие для мигрантов при получении работы на территории РФ?

- Я уверен, что это во многом оздоровило бы ситуацию и пошло на пользу всем мигрантам, - уверен М. Кадиров. - Но с другой стороны, нельзя заставить людей учить язык из-под палки. Это должно быть личным выбором человека. Тем более, если он намерен утвердиться в новом для него культурном пространстве.

Я позвонила в ЧелГу и узнала, что стоимость курсов из 240 часов для граждан из ближнего зарубежья 20 тысяч рублей. Если мигрант опоздал и приступил к занятиям позже, он все равно обязан заплатить всю сумму. Краткосрочные курсы формируются, только если набирается группа. В ЮУрГу годовые курсы стоят 65 тысяч рублей. Есть и репетиторство в форме индивидуального обучения. Урок в 45 минут обойдется в 250 рублей. Русский язык - дорогое удовольствие для мигрантов.

Kurovskoe-mebel.ru кухни по индивидуальному заказу в Куровском

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318