Как не обмануться, выбирая колбасу

Как не обмануться, выбирая колбасу

На рынке колбасных изделий царит хаос. Многие производители копируют этикетки конкурирующих компаний. Поэтому, чтобы купить нужный товар, необходимо соблюдать четыре простых правила.

Где взять «другую» «Докторскую»?

Сегодня перепутать колбасу полюбившегося производителя с изделиями конкурентов очень легко.

- В «Ашане» обрадовался, что снова нашел любимую колбаску. Она раньше продавалась в «Молнии», но потом исчезла, - рассказывает челябинец Кирилл Борисов. - Дома оказалось, что вкус у нее другой - кошка есть не хочет. Стал рассматривать этикетку и обнаружил, что логотип производства не тот, что прежде. Осталось ложное чувство, как будто меня обманули - подсунули подделку.

Таких покупателей в области очень много, «похожей» колбасы становится все больше. «Докторская» и «Молочная» внешне идентичны как минимум у трех производителей… Отдельная история - сервелат «Европейский». Еще два года назад у него были совершенно оригинальный дизайн, рецептура и форма. Этот хит продаж очень полюбился покупателям на Урале (не только в Челябинске). Результат - сегодня точно в такой же форме, с тем же названием его выпускают почти все челябинские производители.

- Это просто какой-то остров плагиата! - возмущается эксперт мясного рынка, управляющий партнер компании MD-group Константин Терентьев. - Совпадение на 100 процентов: цветовое решение, форма, упаковка, названия, шрифты. Только логотип другой, неискушенный покупатель путает эти продукты в торговой точке и распознает лишь дома, когда по вкусу понимает, что колбаса не та!

Хуже всего дела в магазине «Ашан», где колбасные изделия группируют не по торговым маркам и производителям, а по типам: вареная, докторская, сервелат, сосиски. Здесь внешне похожие колбасы сливаются в одну безликую массу.

А покупателей много, между прилавками нередко стоят паллеты, на подступах к отделу проходят бесконечные дегустации, словом, суматоха. В таких условиях думаешь, как бы быстрее уйти, не создавая помех другим людям, и шансы взять с полки другую «Докторскую» велики как никогда.

Этикетка по шаблону

Чехарда с колбасными изделиями происходит по нескольким причинам. Во-первых, в регионе самобытное оформление колбасной упаковки устойчиво сохраняется только у трех-четырех мясных заводов. И наряду с известными лидерами рынка работает очень много мелких малоизвестных фирм. В силу своих небольших возможностей они недостаточно хорошо прорабатывают упаковочный дизайн.

- На рынке есть хит продаж, хороший товар, который разработан и сделан для определенной целевой группы. Торговые представители некоторых компаний смотрят на успех и копируют, - поясняет Константин Терентьев. - Зачем изобретать свое, если можно взять чужое? По всей видимости, именно так ставится задача руководством этих компаний: делайте, как у лидеров, и чем более похоже, тем лучше. А магазины грешат тем, что берут продукт дешевле, они считают, что люди его будут покупать в больших объемах.

Другая причина засилья похожей колбасы - неповоротливость механизма авторского права. Оформление прав на упаковку и дизайн занимает около года (до получения бумаг). А срок жизни продукта на рынке заметно меньше. Например, ветчина «Боярская» в свое время была очень хорошим хитом, а потом продукт приелся. Пришедшие к тому времени по почте сертификаты потеряли всякий смысл.

Кроме того, многие стандарты и рецептуры, по которым изготавливают ту или иную колбасу, принадлежат сторонним организациям. Производители приобретают право использовать их на определенный срок. А упаковку для колбас поставляют специализированные фирмы, которых в области не так уж и много.

- Некоторые из них сами предлагают заинтересованным мясокомбинатам уже устоявшиеся этикетки для колбасы, - говорит директор по производству одной из мясоперерабатывающих компаний. - Многие на готовые варианты соглашаются…

До колючей проволоки

На Южном Урале за соблюдением правил конкурентной борьбы следит управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Мимикрию этикеток и упаковок - использование чужой интеллектуальной собственности - здесь считают актом недобросовестной конкуренции. Подобных разбирательств относительно мясопереработчиков в УФАС было только два. Последний из них касается сервелата «Европейский».

- К нам обратился «Ромкор» с жалобой на то, что на территории области действует индивидуальный предприниматель, который якобы реализует указанный сервелат в упаковке, которая очень сходна с упаковкой «Ромкора», - говорит заместитель руководителя УФАС Людмила Галичина. - Пока дело находится на той стадии, когда каждая из сторон старается доказать свою правоту. Стороны представили в УФАС экспертные заключения, которые взаимно исключают друг друга. Антимонопольный орган предложил провести опрос о схожести упаковки среди потребителей.

- Если факт реализации товара с незаконным использованием промышленного образца подтвердится, то сумма штрафа будет варьироваться в зависимости от объема продаж, - комментирует главный государственный инспектор УФАС по недобросовестной конкуренции Анастасия Пивоварова. - Это очень серьезная санкция.

К слову, кроме колбасы, УФАС сейчас рассматривает дело «по возможно незаконному использованию промышленного образца при продаже дорожной техники - грейдеров». Десять лет назад рассматривалась законность использования в рекламе товарного знака «Фольксваген». Среди других дел встречается даже колючая проволока под торговой маркой «Егоза».

Четыре колбасных правила

Неизвестно, сколько времени пройдет до тех пор, пока УФАС разберет все случаи появления на рынке одинаковой колбасы и определит виновным наказание. Поэтому всем, кто хочет покупать гарантированно нужный товар, лучше соблюдать простые правила. Во-первых, быть внимательным в точках продаж. Необходимо досконально читать информацию на оболочках и этикетках. Если в магазине толчея из-за дегустации - это проблемы руководства торговой точки. Оно в ответе за затор и неудобства для людей, которые вы создаете, изучая товар.

Во-вторых, если цена продуктов-клонов дешевле, Константин Терентьев советует не рисковать, так как чудес на свете не бывает. Более дешевая цена - это другие вкус, состав, качество сырья. Например, фирмы-создатели клонов могут применять не охлажденное мясо собственного убоя, а замороженное сырье. Качество его отличается в разы. И об этом, конечно, на продуктах-клонах не пишут.

В-третьих, нужно спрашивать у продавца, кто производитель понравившегося продукта.

- И не верьте, если вам ответят что-то типа: «Это точно такая же колбаса, но просто дешевле!», «Да я сама покупаю - мне нравится!» или когда расскажут какую-нибудь красивую легенду, что это продукт дочернего предприятия «Ромкора» или «Калинки», - говорит К. Терентьев. - Это лишь легенды, придуманные находчивыми продавцами.

В-четвертых, у всех известных производителей есть сайты и горячие телефонные линии. Если покупатель считает себя жертвой обмана, надо проявлять активную позицию - сообщать производителю о таких фактах. Ваша активная позиция поможет навести на рынке порядок.

Мясоперерабатывающим предприятиям можно посоветовать создать отраслевую ассоциацию. Такую, которая бы стала рабочим инструментом - держателем единой базы данных дизайна упаковки мясных изделий. В этой организации можно обязать все добросовестные предприятия проверять свои новинки на совпадения с товарами-конкурентами. Тогда отказ от членства в ассоциации будет равносилен пиратскому флагу над офисом фирмы. Эта же структура могла бы подавать коллективные иски в суд против производителей-маргиналов, выходить с законодательными инициативами, создать третейский суд и решать в нем споры оперативно и не вынося сор из избы.

Кроме того, мясокомбинатам на упаковке колбасных изделий нужно печатать свой логотип максимально крупного размера. Делать его контрастным и уникальным. Вкладывать деньги в продвижение торговой марки в целом, не распылять рекламный бюджет на продвижение каждой конкретной позиции.

Альтернатива - пойти по пути развития собственной сети магазинов на первых этажах жилых домов. В подобных торговых точках реализуют мясные изделия только той торговой марки, которая заявлена на вывеске. Подделки исключаются. Но цена такого решения - примерно 10 миллионов рублей за каждую торговую точку. Кому это по силам?

Mebel-golitsyno.ru мебель в Голицыно Московской области

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

аниматоры екатеринбург в Екатеринбурге
VK31226318