Через два месяца наша страна официально присоединится к Всемирной торговой организации
Собственно, формально это уже произошло, переговоры, которые Россия вела 18 лет, завершились в декабре прошлого года. Но соглашение должен одобрить федеральный парламент, а это как раз случится летом.
Чего ждать нашей стране от присоединения к глобальному клубу, насчитывающему 153 члена? Мнения экспертов до сих пор разделяются в диапазоне от «мы станем сырьевым придатком Запада» до «Россия совершит качественный рывок вперед».
Если суммировать основные высказывания, то вступление в ВТО должно положительно сказаться на металлургической отрасли РФ. Сегодня наши сталевары по рукам и ногам связаны всевозможными ограничениями, квотами, пошлинами, не позволяющими прорваться на емкий западный рынок. В новых условиях эти путы отпадут сами собой. Осторожно заявляется и о том, что в результате прихода на наш рынок большого числа товаропроизводителей цены в российских магазинах упадут на два-три процента.
Что касается минусов, то их гораздо больше. Правила ВТО запрещают членам этой организации оказывать прямую помощь своим аграриям и машиностроителям. А это означает, что брошенный в рыночную стихию российский авиапром будет быстро съеден конкурентами из «Боинга» и «Эйрбаса», что «Лада» окончательно уступит иномаркам место на наших дорогах, а российские крестьяне не будут знать, что им делать с произведенным молоком, зерном и мясом. По оценкам журнала «Эксперт», западная экспансия на рынок «шестой части суши» обернется российскими потерями в 90 миллиардов долларов, в то время как выгоды для отечественных компаний составят 23 миллиарда.
Россиян утешают тем, что после тяжелого переходного этапа, когда наша экономика может лишиться сразу нескольких «неэффективных» отраслей, наступит период бурного роста. И, согласно оценкам Всемирного банка, объем ВВП ежегодно будет увеличиваться на 4-11 процентов.
Возможно, так и случится. Но этот прогноз не слишком обнадеживает капитанов южноуральской промышленности. На пресс-конференции, прошедшей в «КП-Челябинск», говорилось о том, что ждет экономику Южного Урала в новых условиях.
Председатель комитета Законодательного Собрания области по промышленной политике Андрей Самсонов в целом позитивно смотрит на вступление России в ВТО, считая его «неизбежным шагом в рамках международной интеграции». Вместе с тем он предупреждает: игра по западным правилам может поставить южноуральских машиностроителей в крайне сложное положение. Это неудивительно. Треть станочного парка наших предприятий устарела и безнадежно изношена, производительность труда на предприятиях Челябинской области в несколько раз ниже, чем на аналогичных европейских. А из 618 машиностроительных предприятий Южного Урала положительную динамику показывают не больше сотни.
Причины лежат на поверхности: грабительские тарифы железнодорожников и энергетиков, ориентация машиностроителей на внутренний рынок и отсутствие планомерной господдержки.
Еще откровеннее был генеральный директор Троицкого электромеханического завода Сергей Никитин.
- Строго говоря, мы не готовы к работе в условиях ВТО, - резюмировал он.
И привел красноречивый пример. Из-за сумасшедших расценок монополистов с железной дороги его предприятию приходится возить на Украину свою продукцию в грузовиках. Это отнюдь не положительно сказывается на ее себестоимости. А что будет, когда на наш рынок хлынет поток качественных и относительно недорогих товаров с ярлыками «Сделано в США» и «Сделано в ЕС»?
- Из-за рынков сбыта всегда шли войны. А Западу мы нужны именно в этом качестве, - высказал свои соображения руководитель Снежинского керамического завода Сергей Мостинец. - Прежде чем вступать в ВТО, России нужно было модернизировать свои предприятия. Сейчас же выдержать конкурентную гонку будет крайне тяжело.