Кто «ковал» ЧТЗ?

Кто «ковал» ЧТЗ?

Не так давно в одной из центральных газет появилась публикация, автор которой Евгений Беляков озаглавил ее крупно и броско: «Сталинскую индустриализацию на самом деле ковали американцы и немцы». Речь в ней шла в том числе и о ЧТЗ.

Мне сразу же позвонила директор музея ЧТЗ Надежда Дида:

- Но ведь это же не так!.. В нашем музее есть документы, фотографии, воспоминания, предметы, которые это опровергают.

Однако в статье Евгения Белякова черным по белому: «Специально была создана легенда, что мы сами провели индустриализацию».

Надежда Дида:

-Это же поклеп на собственную историю!

Но Евгений Беляков утверждает, что «кто-то более умный должен был приехать к нам в страну и построить завод».

Надежда Дида:

-Мне непонятно, как это могло быть…

Фантазии с логикой…

Ах, Евгений Беляков… Такой крутой журналист уважаемой газеты, а не догадался развернуть всю грандиозную картину небывалого строительства ЧТЗ…

Он не сказал о том, что правительство США рассматривало проблему строительства тракторного завода в советской России как всенародную задачу. Он даже не упомянул о том, что крупнейшие американские фирмы считали своим долгом сделать все, чтобы обеспечить стройку проектной документацией и оборудованием.

А почему бы не рассказать, как тысячи и тысячи американских инженеров, рабочих и фермеров, по путевкам добровольцев, пустились в далекую дорогу, пересекли океан, чтобы добраться до неведомой им Челябы и на ее окраине построить завод-гигант?

С первых дней работы на стройке американские посланцы проявили беспримерный трудовой героизм. Их мозолистые руки закладывали фундамент будущего завода. Основным орудием была лопата. Землю вывозили на грабарках. Среди прибывших развернулось небывалое социалистическое соревнование.

Один из них вспоминал: «Мы жили в бараках с двухярусными нарами, питались плохо, но работали по десять часов, а вечерами, после работы, каждый день ходили на субботники, на которые никто нас не приглашал». Это были знаменитые «бетонные вечера».

Лучи прожекторов освещали площадку. Грохотали сотни бетономешалок, звенели топоры, выстукивали дробь пневматические молотки. Играл духовой оркестр. Бывало так, что в «бетонные вечера» укладывали больше бетона, чем за дневные смены. Недосыпая, на морозе, при леденящем ветре, американские ударники творили чудеса.

Упорный труд американцев давал ощутимые результаты. К началу 1932 года на некоторых площадках уже начался монтаж оборудования.

История не забудет имена таких американских энтузиастов, как бригадиры Н. Самохин, И. Монахов, И. Семеров, И. Дыба, Н. Логинов и многие другие. А руководил стройкой известный американский тракторостроитель Казимир Ловин.

Наконец, автор не показал и того, как вокруг кипящей стройки стояли толпы людей, съехавшихся со всей России, - они любовались тем, как американцы добровольно и бескорыстно строят для России тракторный завод, какого нет и в самой Америке.

А когда наступил 1933 год, американцы пустили завод и уехали домой. Это был подарок США советской России и ее вождю Сталину. А трактор назвали не иначе, как «Сталинец».

Возражения с логикой…

Итак, по Белякову, мы не сами построили ЧТЗ, а с помощью американцев. И даже вроде того, что американцы вообще обошлись без нас. Между прочим, фраза о том, что нам была необходима американская техническая ПОМОЩЬ, широко использовалась и в советские годы. Но как ее понимать, эту помощь? Как подарок? Как дармовщину?

Евгений Беляков - из длинного ряда тех, кого хлебом не корми, а дай лишний раз пнуть Сталина. Но, как выясняется, и порочить Сталина надо с умом. А то, как у Белякова, можно добиться результата, обратного желаемому. Ведь Беляков не опорочил Сталина, а возвеличил его. Если Сталин добился того, чтобы «сталинскую индустриализацию на самом деле ковали американцы и немцы», то он поистине велик. Беляков этого не заметил, как и того не заметил, что представил американцев и немцев полными дураками.

Вернемся в 1930-й год. СССР взял курс на индустриализацию. А в США в это время - Великая депрессия. Страна остановилась. Спасти ее, дать ей жизнь могла только работа, но ее не было. Зато в СССР работы - сколько угодно. И случилось то, что вполне логично: наша страна предложила Америке работу. Спрашивается: в этой ситуации кто кому помогал? Впрочем, сойдемся на том, что сотрудничество двух стран было выгодно обеим.

Может быть, задумав построить тракторный завод, Советский Союз пошел по миру с протянутой рукой? Нет, конечно, он понимал, что знания, технологии и оборудование никто не отдаст «за так», что их надо купить у кого-то на мировом рынке. Мало мудрости было бы в том, если бы Россия взялась изобретать велосипед, то бишь, трактор, уже выпускаемый в Америке. Все сводилось к тому, чтобы продать зерно и купить завод. Свидетельствовало ли это о том, что в техническом смысле Россия сильно отставала от США? Свидетельствовало. Но чтобы преодолеть это отставание, надо было поднатужиться, собрать все силы, все ресурсы, чтобы купить мировой технический опыт. Это обычная практика. Разве все технические «чудеса», вплоть до японского и китайского, сотворены иначе?

Доказательства с фактами…

А теперь - факты.

Надежда Дида:

- Когда в январе 1930 года начальник «Челябтракторостроя» Казимир Петрович Ловин поехал в Америку, он намеревался, прежде всего, войти в контакты с фирмой «Катерпиллер». Он встретился с президентом фирмы Раймондом Форстом.

И они договорились?

- Нет. За технологический проект Форст потребовал 3,5 миллиона долларов (по тогдашним ценам), сумму явно неприемлемую. Кроме того, Форст предложил нам целый ряд всяких ограничений. Но более всего он удивился, когда узнал, что в Челябинске намерены выпускать 40 тысяч тракторов в год, в то время, когда сам он выпускал всего пять-шесть тысяч. Форст надеялся, что завод не будет построен, и все-таки боялся конкуренции.

Такую «помощь» оказал ЧТЗ Раймонд Форст.

Татьяна Пушкарева, хранитель музея:

- Ничего не оставалось, как обходиться собственными силами. Cвои услуги предлагали другие заводы, но в Челябинске было решено выпускать именно гусеничный трактор, подобный «Катерпиллеру». Решено было организовать в Детройте свою проектную фирму. В нее собирали инженеров со всей России. Пригласили и 12 американских специалистов, среди которых - Эдварда Тэрри, который до того работал в фирме «Катерпиллер». Арендовали этаж в небоскребе, у входа появилась вывеска «Челябинск трактор плэнт». И работа пошла.

А в чем она заключалась?

Надежда Дида:

- Эскизный проект был уже наработан в Гипромезе Ленинграда. Нам помогал известный архитектор Альберт Кан. Несколько его советов были учтены. Наши специалисты ездили по заводам, смотрели, что можно перенять.

Но так не бывает - мол, приходите, смотрите, учитесь, перенимайте, что хотите…

Татьяна Пушкарева:

- Была договоренность о так называемой практике. Наши специалисты, а также рабочие на заводах работали. Сложность была в том, что многие заводы стояли. Как бы то ни было, за несколько месяцев были подготовлены строительный и технологический проекты ЧТЗ. К тому времени в Москве был открыт филиал фирмы Альберта Кана «Госпроектстрой», в котором работали 25 американских специалистов и 2500 советских сотрудников.

Американцы, разумеется, работали не «за так» и уж, конечно, не из благородных порывов способствовать строительству социализма в России. За 1930-1935 годы СССР выплатил американским фирмам 40 млрд. долларов (теперешних денег) и еще столько же процентов по кредитам.

У нас не хватало валюты, а наши американские партнеры ужесточали условия кредита. Дело дошло до того, что контракты с фирмами США были разорваны, а заказы перенесены в Европу.

Если я купил японский автомобиль, то это не значит, что Япония оказала мне помощь. Наверное, нет смысла утверждать и другое - что я, купив японский автомобиль, оказал Японии услугу. Это просто торговая сделка.

ЧТЗ дался нам непросто, но построили его мы сами. Вообще в мировой практике нет такого примера - чтобы кто-то кому-то построил и подарил завод.

VK31226318