Цены на продукты питания ощутимо изменятся уже осенью

Цены на продукты питания ощутимо изменятся уже осенью

В целом подорожание уложится в разумные рамки, но только в том случае, если покупатели не будут паниковать. Иначе отдельные продукты рискуют повторить опыт гречневой крупы и соли, которые в былые годы уже вырастали в цене в десятки раз.

Составляющая роста

Этим летом садоводы на базарах просят за килограмм ягод 250-300 рублей. Объясняют такую «ценовую политику» засухой. И между делом грозят покупателям ростом стоимости более важных продуктов питания, таких как мясо, овощи, молоко, сыр, масло, крупа, хлеб…

Министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков от народных оценок не отстает:

- Из-за засухи на Южном Урале уже дорожает зерно. Режим чрезвычайной ситуации по причине гибели посевов введен в 17 районах области: на списании 472 408 гектаров (27 процентов от общего числа посевных площадей).

Директор Первого молочного комбината Владимир Чепайкин также с тревогой смотрит на положение в аграрном секторе:

- Любые инфляционные моменты рано или поздно отражаются на цене молока. Но повышение на молочную группу товаров обусловлено не только ростом тарифов. Меня сегодня больше беспокоит засуха. Из-за нее осенью может произойти очень серьезный скачок цен на сырье. Конечно, конкретный прогноз давать достаточно сложно: повышение цен на пшеницу и кукурузу пока видно только на биржах.

По словам генерального директора холдинга «Равис» Андрея Косилова, в позапрошлом году цена на зерно была максимально высокой. Она доходила до 9-10 тысяч рублей за тонну. В этом году за последние два месяца она увеличилась в два раза. Такая динамика уже повлекла за собой подорожание всей остальной сельскохозяйственной продукции, но не сделало цену выше, чем два или три года назад, когда наблюдался исторический максимум. Подорожали корма не только местного производства, но и соевый шрот, полножирная соя, подсолнечное масло. Оно стоило зимой 30 рублей за литр. Сейчас дешевле чем 36 рублей 50 копеек вы его не купите.

Итак, производители и поставщики продуктов питания кивают на засуху. Дескать, по этой причине могут подняться цены. А что же розничные магазины? Именно их руководство командует ценниками, которые мы видим.

Как объясняют в магазинах, цены на продукты питания в розничной торговле состоят из трех основных слагаемых. Первое - закупочная цена - это то, что достается производителю и перекупщику (если товар в магазин пришел не напрямую). Второе - наценка. Это часть, которую кладет себе в карман конкретное предприятие торговли. Величина колеблется от 60 до 150 процентов. И наконец, третий элемент розничного ценника - налог на добавленную стоимость (НДС). Покупатель перечисляет его государству. Величина НДС зависит от товарной группы: 10 процентов - на товары первой необходимости и 18 процентов на все остальные.

Когда мы видим изменение розничной цены товара, это означает, что меняется как минимум одна из ее составляющих. По словам директора по внешним коммуникациям российского подразделения сети «АШАН» Марии Курносовой, увеличиваются цены в связи с засухой, не сезоном, общим ростом цен, введением новых таможенных сборов, акцизов и так далее. А падают во время поступления на прилавки нового урожая и по договоренности между поставщиком и магазином. Выходит, что наценка магазина и налоги при любом раскладе остаются прежними.

- При этом важно отметить, что в сети «АШАН» не используется метод компенсационной маржи, когда делается скидка на один товар, а на другой цена, наоборот, повышается, - рассказывает Мария Курносова.

Другие торговые точки могут и вовсе одновременно на разные товары понижать и повышать цены. Например, пельмени могут подешеветь, а соусы, сметана и майонез в то же самое время ощутимо растут. Или пришел покупатель утром в магазин - мороженое подешевело. Днем всем своим знакомым рассказал про это. Они кинулись в магазин… А вечером мороженое уже не только восстановило свой прайс, но даже подорожало.

В этом случае объяснить все одним только поведением поставщика не получается. И вторым фактором роста цен становится желание магазинов и перекупщиков получить максимально возможную прибыль.

- Засуха происходит в супермаркетах, а не на полях, - считает топ-менеджер одного из производителей зерновых. - Мы уже понимаем, что где-то недоберем урожая, но критично на наших ценах это не отражается, так как стабильные большие предприятия имеют возможность внутреннего регулирования цены. А торговая сеть вольна делать с ценником все что заблагорассудится. И ни производитель, ни покупатель на него не влияют.

Конкуренция умерит засуху

Все последние годы сельхозпроизводители не только не могли повышать цены, но и вынуждены были реализовывать свой товар по заведомо убыточным прайсам. Во многом принуждали их к этому магазины.

- Кто в большей степени виноват в повышении цен - так это бесконечная дискуссия между производителями и магазинами. Покупателям просто надо всегда сравнивать оптовые и конечные цены в сети, - говорит Андрей Косилов. - Скажем, до последнего времени все магазины считали своим долгом проводить рекламные акции за счет снижения цены товара ниже его себестоимости. Причем самым привлекательным товаром для акций был цыпленок-бройлер… Но подождите! Фермера и даже крупного производителя нельзя ставить в условия, когда рынок с позиции покупателя диктует одно, а рынок с точки зрения кормов, энергоносителей и всего основного указывает другое.

За последнее время наши расходы на энергоресурсы выросли с четырех до 11 процентов - государство не по разу в год поднимает эти тарифы. Цены на топливо за последние пять лет увеличились в четыре раза. И это при том, что мы снизили практически в два раза реальное потребление воды, электроэнергии, газа - за счет разных новых систем... Мы ведь тоже не можем стоять на месте в плане своих доходов. У нас почти пять тысяч работников в холдинге. Если год назад мы им в среднем платили в пределах 18 тысяч рублей, то сегодня платим 22,5 тысячи рублей в среднем. Если не будем индексировать зарплату проиграем конкуренцию в борьбе за кадры.

Другой сдерживающий цены фактор - доходы населения. Как отмечают в холдинге «Равис», они не увеличивались все последние годы. И только сейчас наметился небольшой рост. Соответственно усилилось и потребление сельскохозяйственной продукции. А следом выросли и оптовые цены. Например, цена на курицу восстановилась в пределах 90-93 рубля за килограмм.

Не последнюю роль в сдерживании цен на продукты питания также играет конкуренция.

Андрей Косилов:

- По молоку большой динамики не будет, потому что она нарушит баланс производителей и торговли. Если цена увеличивается на столько, что начинает сдерживать потребление, всем, кто завязан в этой цепочке, нужно задуматься, так как наша конечная цель заключается в том, чтобы люди потребляли как можно больше. Отыграть снижение объемов продаж за счет повышения цены - не наша позиция. Это могут только монополисты. Да и речи о каких-либо картельных соглашениях не может быть.

Челябинцам также нужно помнить, что цена во многом зависит от их собственного поведения. Если вдруг возникнут паника и ажиотажный спрос, то под предлогом засухи может подорожать даже поваренная соль.

Прогноз цен на продукты питания

Учитывая динамику прошлых лет и мнения экспертов, мы попробовали предсказать увеличение ценников на основные продукты:

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный: +20 процентов

Хлеб из пшеничной муки первого и второго сортов: +20 процентов

Картофель: +100 процентов

Крупа гречневая: + 20-50 процентов

Рис шлифованный: +0 процентов

Сахар: +15 процентов

Молоко питьевое (жирность 2,5-3,2): +3,5 процента

Говядина (кроме бескостного мяса): +30 процентов

Свинина (кроме бескостного мяса): +15 процентов

Куры (кроме куриных окорочков): +10 процентов

Яйцо: +10 процентов

Рыба замороженная неразделанная: +15 процентов

Морковь: +8 процентов

Капуста свежая белокочанная: +35 процентов

Масло подсолнечное: + 10 процентов

VK31226318