Друг леса и озера

Друг леса и озера

Когда недавно тушили пожар в Березякском лесничестве на территории национального парка «Зюраткуль», государственный инспектор Алик Нурлыев столкнулся с медведями.

Завидев человека, медвежонок вскарабкался на дерево. А медведица грозно зарычала и двинулась на инспектора. У него при себе не было ни карабина, ни ножа. Он сильно закричал на дикого зверя и замахнулся ранцевым опрыскивателем, с которым шел тушить пожар. Лишь когда из леса вышли коллеги Алика, медведица ретировалась.

Борьба с браконьерами и пожарами

В тот вечер местным инспекторам охраны бороться с возгоранием на склоне хребта Нургуш, возникшим от удара молнии, помогали сотрудники других лесничеств. В том числе Нурлыев, работающий в Зюраткульском лесничестве. За ночь пожар был локализован и ликвидирован.

- Сейчас снова усиливается жара, поэтому мы начеку. Нынче летом самый первый в нацпарке пожар был в нашем лесничестве, а с техникой у нас туго, - рассказал Алик Раилович. - Очень нужны квадроциклы, на которых можно добраться до непроходимых мест. Но этот вопрос, как говорит директор, скоро решится. Что касается противопожарного инвентаря, тут все в порядке: имеются резиновые емкости, помпы, ранцевые опрыскиватели, лопаты, топоры. Но главное при тушении лесного пожара - оперативность и взаимовыручка инспекторов разных лесничеств.

Алик Нурлыев большую часть жизни провел в лесу, на кордоне (может, потому и не боится медведей). Пошел по стопам отца. С 1988 года трудился лесником в леспромхозе. С 1993 года - в национальном парке. Работал с перерывами в разных лесничествах. Вот уже шесть лет - в Зюраткульском. На его подведомственной территории кроме леса важный объект охраны - высокогорное озеро Зюраткуль.

О размеренной жизни инспекторы давно забыли: чуть ли не каждый день достают они из прибрежных вод сети, ловить рыбу которыми тут запрещено. Случаются стычки с браконьерами, причем нешуточные, потому инспекторы вооружены нарезным оружием. Они наделены правом останавливать и досматривать машины, заезжающие на территорию парка, к озеру, требовать документы у граждан, не внушающих доверия. Это не всем нравится. Алику не раз угрожали неприятностями и расправой. Ему пришлось сменить несколько SIM-карт, чтобы не слышать по мобильнику оскорбления и угрозы.

Покусились на мальков

В последнее время у инспектора появилась еще одна головная боль. Национальный парк занялся разведением сига, чтобы зарыбить им озеро. Недалеко от плотины установили несколько переносных бассейнов, в которых из личинок выращивали мальков. Ночных сторожей к этим открытым емкостям не приставили, надеясь, что все будут рады тому, что в озере появится сиг.

Ан нет, кто-то ночью пробил трубу, питающую бассейны озерной водой. Хорошо, что вредительство вовремя обнаружили, восстановив водоснабжение. В другой раз в один из бассейнов бросили какую-то гадость. Много мальков тогда отравилось и погибло. А часть мальков погибла от перегрева воды, температура которой доходила до 26 градусов.

После этих случаев инспекторам поручили взять бассейны под свой контроль. Сохраненное количество мальков выпустили в озеро.

- Не представляю, кому надо было пакостить национальному парку, ведь чем больше рыбы в озере, тем лучше всем, - недоумевает Алик Раилович. - Наше руководство вопреки недоброжелателям планирует продолжить разведение сига, чтобы увеличить его популяцию в озере. Значит, добавится работы и у инспекторов. Нам придется следить за сохранностью рыбьих питомников.

К слову, НП «Зюраткуль» уже второй раз выигрывает грант Всемирного фонда дикой природы. Получив от него два года назад первые 600 тысяч рублей, сотрудники парка оборудовали рыбоводный участок, провели пробную инкубации икры сиговых. Нынче, имея от WWF чуть меньшую сумму, выращивали мальков. Аномальная жара и вредительство неизвестных лиц не позволили на 100 процентов реализовать намеченное.

- Тем не менее около 50 тысяч мальков мы вырастили, - заметил заместитель директора нацпарка Петр Зубалевич. - В наших дальнейших планах - создать замкнутый цикл постоянного воспроизводства сига с помощью маточного стада: будем искусственно забирать у самочек икру, проводить полный цикл ее инкубации до личинок, подращивать мальков и наполнять ими озеро. Со временем дойдем до разведения и зарыбления Зюраткуля такой редкой породой рыб, как таймень. Разумеется, придется надежнее охранять мальковое хозяйство.

Рыбное разнообразие и богатство озера привлечет к нему не только большое количество любителей забросить спиннинг или посидеть возле лунки с зимней удочкой, предварительно заплатив за удовольствие и возможный улов. Хлынут также браконьеры с сетями. Значит, охрану придется усиливать. Постоянным нападкам браконьеров подвержен и животный мир парка.

- Таким инспекторам, как Алик Нурлыев, Геннадий Буренков, старшим госинспекторам Анжеле и Константину Шаховым, Игорю Грибанову и другим вполне по силам охрана национальных богатств, так как в прошлом они трудились в лесном хозяйстве, - сказал директор НП «Зюраткуль» Александр Брюханов. - Люди проверенные, с немалым стажем работы, они не путают государственное со своим, охраняют природу по-хозяйски, к делу относятся ответственно, хотя большие размеры территорий и непредсказуемый характер озера сильно затрудняют их работу.

производство мебели Дрезна

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

дизайн аптеки в Москве
VK31226318