Челябинский рынок продуктовой розницы можно считать сформировавшимся
Однако возможности для входа на него сторонних инвесторов по-прежнему существуют. И самой перспективной из них остается ниша «магазинов у дома».
Дайте жалобную кнопку
Еще год назад челябинский потребитель в своем выборе магазинов ориентировался в основном на цены. А уже сегодня покупатель хочет приобрести товар не только по доступной цене, но и получить качественный сервис. Поэтому южноуральские ритейлеры всеми силами повышают уровень обслуживания клиентов. В этом плане сеть магазинов «Пятёрочка» сделала, пожалуй, самый оригинальный ход. Она оснащает кассовые узлы своих магазинов специальными «красными кнопками», которые предназначены для покупателей. Застряли в очереди в единственную работающую кассу? Нажмите на кнопку - и в торговый зал придут дополнительные кассиры…
Эра «магазинов у дома»
Объем рынка продовольственного ритейла города Челябинска по итогам 2012 года приблизился к отметке в 119 миллиардов рублей (вычислено с опорой на статистические данные и динамику последних лет).
Темп роста рынка можно оценить где-то на уровне 15 процентов в год. Правда, по сравнению с докризисным периодом, это низкий показатель. Так в 2008 году рынок прирос на 29,6 процента. В 2007 году - на 23,4 процента. А вот если сопоставить нынешние 15 процентов с итогами 2009 года, то это очень неплохой результат. Ведь в 2009-м рынок не прирос, а уменьшился на три процента. Для сравнения: в 2010-м ритейл вырос на 10 процентов. В 2011-м - на 11,5 процента.
- Рост доходов населения - и есть «локомотив» розничной торговли региона, - говорит представитель X5 Retail Group N. V. Роман Черешнев, - Челябинская область - социально благополучный регион. Доходы населения растут благодаря энергичному развитию производственной инфраструктуры, что отражается на потребительской корзине.
Объем челябинского рынка продовольственного ритейла делят между собой две большие группы торговых точек. К первой относятся стационарные магазины. Ко второй - продуктовые латки, ларьки, палатки, павильоны. В общем объеме продаж доля стационарных магазинов равна примерно 110 миллиардам рублей. Доля некапитальных объектов - девять миллиардов рублей.
В городе работает более тысячи продовольственных и около 290 универсальных магазинов. Действует более 60 торговых комплексов, около 47 рынков и ярмарок, более 780 павильонов и 930 киосков. Обеспеченность населения торговыми площадями превышает 916 квадратных метров на тысячу жителей (при норме 771,08 квадратных метра).
В числе стационарных торговых точек по объемам продаж лидируют сетевые магазины. По оценкам экспертов, на общем фоне особенно выделяется сеть «Пятёрочка» (более 130 магазинов в Челябинской области), которая принадлежит компании X5 Retail Group N. V.. Это торговые точки формата «магазин у дома», которые позиционируются как «мягкий» дискаунтер. Кроме них, X5 Retail Group N. V. управляет на Южном Урале двумя гипермаркетами под брендом «Карусель» и одним супермаркетом «Перекрёсток».
- «Пятерочка» все больше и больше завоевывает популярность среди населения благодаря мощной акционной кампании: скидки на товары составляют до 50 процентов, - комментирует Роман Черешнев. - «Пятерочка» вошла практически в каждый населенный пункт области и по праву играет роль главного магазина семьи.
Кроме «Пятерочки», в Челябинске можно считать «магазинами у дома» в формате дискаунтера федеральные сети магазинов под марками «Магнит» и «Дикси». Число их торговых точек также равняется нескольким десяткам.
Другой обладатель сети «магазинов у дома» - южноуральская компания «Молния». В активах «Молнии» также есть гипермаркеты и супермаркеты. Ежедневно объекты организации (31 магазин) обслуживают более 100 тысяч покупателей в Челябинске и городах области: Копейске, Миассе, Магнитогорске, Снежинске, Коркино, Кыштыме и Южноуральске. В товарном ассортименте сети насчитывается более 25 тысяч наименований товара - «Молния» в равной степени поддерживает как местных, так и федеральных производителей. Немалая часть товаров поставляется напрямую от зарубежных производителей (экзотические фрукты и овощи, импортная бакалея).
- Мы стремимся выбирать поставщиков и производителей, исходя из выгодности предложений и качества поставляемого товара, - рассказывает представитель сети «Молния» Анастасия Логиновская. - Наше предназначение - продавать товары для жизни, создавая атмосферу радости и комфорта всем покупателям. Поэтому мы стремимся оправдать ожидания покупателей всех сегментов. Отметим, что большинство клиентов гипермаркетов и супермаркетов «Молния» - это семейные люди с автомобилем. «Молнию-Экспресс» выбирают люди, живущие рядом или заезжающие по пути. Не будет ошибочным сказать, что для южноуральцев «Молния» - это место совершения комплексных семейных покупок не только ежедневно, но и «на неделю» и, непременно, на праздники.
Конкурируют с «магазинами у дома» павильоны, киоски и ларьки. По большей части они предлагают людям товары повседневного спроса: хлеб, молоко, кондитерские изделия, фрукты и овощи. Часть нестационарных объектов сгруппированы на оптовых рынках, которые расположены на въезде в город. В них цены на многие продукты могут быть ниже на 300 процентов, по сравнению с супер- и гипермаркетами Челябинска. Однако переферийное положение сильно ограничивает круг покупателей подобных базаров. Чаще всего это мелкие оптовики (кафе и небольшие торговые точки), жители окрестных районов и сел, автомобилисты.
Число челябинских киосков стремительно уменьшается. Главная причина в том, что на протяжении последних полутора лет им всячески запрещают торговать спиртными напитками. А спиртное в обороте многих ларьков составляет до двух третьей общего объема продаж.
От Азии до Европы
Существующая структура челябинского рынка - это продукт его многолетней изоляции от внешнего мира. С начала девяностых и практически до начала двухтысячных в городе не было федеральных сетей магазинов. Две третьих ежедневных покупок челябинцы совершали на базарах и разного рода пятачках. Остальное приобретали в многочисленных ларьках, в подземных переходах и «с машин». Даже на главной площади города, прямо перед памятником Ленину, под носом у мэрии, в трехстах метрах от Правительства Челябинской области, действовал стихийный рынок.
К началу двухтысячных годов рынок стал более цивилизованным. Появились первые сетевые магазины местных предпринимателей. В 1998 году открылась «Молния». С 2000 года в городе действует сеть супермаркетов «Макфа» (сейчас работает под брендом «Проспект»). С апреля 2002 года - стала развиваться мультиформатная сеть «Незабудка» (в последствии обанкротилась). В 2003 году по франчайзингу стартовала федеральная сеть «Пятерочка». С этого момента конкуренция на рынке стала расти: количество ларьков резко сократилось (где-то до 2 тысяч против примерно 1 тысячи сегодня). Магазины завоевывали своих покупателей стабильным качеством и наличием товаров, возможностью предложить сразу все необходимые челябинцу продукты в одной торговой точке.
К 2005 году список основных операторов челябинского ритейла устоялся. Все помещения, пригодные для открытия торговых точек, были заняты. Количество магазинов каждой из сетей оставалось практически неизменным. Конкуренция перешла в плоскость цен. Несколько сетей попробовали побороться за покупателей, запустив собственное производство готовых блюд.
- Одним из наших конкурентных преимуществ, бесспорно, является собственное производство, - говорит Анастасия Логиновская. - Ежедневно тысячи южноуральцев отдают предпочтение готовым блюдам и полуфабрикатам, произведенным в нашей сети. Мы многое делаем в этом направлении. Кроме того, мы активно работаем над акциями лояльности: это и бонусная программа (накопление бонусов и возможность в дальнейшем рассчитаться ими за покупку), и акции по сбору фишек для получения значительной скидки на эксклюзивный товар, и другие интересные мероприятия для покупателей.
Примерно в это же время интерес к российским городам-милионникам, в том числе к Челябинску, стали проявлять такие гиганты международной торговли как METRO и Auchan (АШАН). Но на протяжении многих лет непосредственно в столице Южного Урала они открыться не могли. И не то, чтобы торговых центров в городе не строили, но чиновники самого низшего порядка советовали им обратить взоры то на Сосновский район области, то на шахтерский городок «Копейск», который расположен неподалеку от пользующейся дурной славой окраины Челябинска. Первым стартовал магазин METRO на въезде в Копейск.
МЕТRО Кэш энд Керри работает в формате «бизнес для бизнеса». Он ориентируется на потребности профессиональных клиентов, среди которых ключевыми являются представители сегмента Horeca (отели, рестораны, кейтеринг и другие предприятия общественного питания и индустрии гостеприимства); розничные операторы малых и средних форматов (магазины у дома и т.д., приобретающие продукцию для последующей перепродажи); офисы; сервисные компании; различные государственные и коммерческие организации. Все клиенты МЕТRО Кэш энд Керри - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, закупающие товары для использования в своей профессиональной деятельности. После подтверждения статуса юридического лица, они получают карту клиента, по которой осуществляются покупки.
Для своих клиентов МЕТRО Кэш энд Керри предлагает широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров: около 30 тысяч наименований от различных видов охлажденного и замороженного мяса и рыбы (в том числе живой), экзотических видов фруктов и овощей, широкой линейки деликатесов, бакалейной группы товаров до профессионального оборудования для кухни, офисной техники, канцелярии, клининговой продукции и т.д. Компания постоянно развивает ассортимент и адаптирует свое предложение в соответствии с запросами клиентов.
В 2009 году МЕТRО Кэш энд Керри запустила программу поддержки малого бизнеса «Школа Торговли», которая ориентирована на представителей малых и средних форматов. В рамках данной программы компания, обладая почти пятидесятилетним опытом, делится своими знаниями с предпринимателями, ведущими торговый бизнес (как с теми, у кого уже работают магазины в формате «у дома», так и с начинающими бизнесменами). В рамках программы бизнесмены могут получить консультации, а также готовые решения по различным аспектам их деятельности (основы эффективного ценообразования, мерчендайзинг, анализ потребительских предпочтений, коммуникация с клиентами и т.д.). METRO помогает оптимизировать текущий бизнес или организовать новый в соответствии с самыми последними тенденциями в торговле.
Сегодня следующим этапом в реализации стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в области торговли стал запуск франчайзингого проекта МЕTRО Кэш энд Керри. Главное отличие от других предложений - отсутствие выплат паушальных взносов и роялти, при соблюдении ряда обязательств, связанных с ассортиментом магазина.
В конце 2011 года в Челябинск-таки смог зайти еще один европейский ритейлер: был открыт гипермаркет «АШАН» площадью 8 100 квадратных метров. В отличие от METRO, АШАН разместился непосредственно в городе, на квадратной площадке второго этаже ТРК «Родник». По словам генерального директора «АШАН Россия» Жан-Пьер Жермена, магазин отличают «хорошие цены», простор, обилие света и понятной навигации. «АШАН Челябинск» сделал особый упор на отдел рыбы, товары на вес, товары для детей. Предприятие производит всю представленную в ассортименте выпечку самостоятельно. В магазине можно найти большое количество товаров местных производителей, так как «АШАН» стремится быть как можно ближе к своим покупателям.
- В основе компании «АШАН» лежит три главных принципа. Первый из них - это клиент. Каждый день мы думаем о его потребностях. Это ДНК нашей компании, - рассказывает Жан-Пьер Жермен. - Второй важный принцип - это товар, который мы предлагаем своим клиентам. Третий пункт - широкий дискаунт (лучшие цены). Если мы будем продолжать следовать этим трем принципам, то в России мы будем лидерами своего дела. Надеюсь, на следующие успешные 10 лет.
- На рынок один за другим приходят новые игроки, в том числе европейского и мирового уровней, - говорит Анастасия Логиновская. - Сегодня покупатель имеет неограниченные возможности в выборе. Если раньше основным конкурентным преимуществом считалась цена, то теперь к нему добавились и уровень обслуживания, и предоставление дополнительных сервисов и, несомненно, расширенный товарный ассортимент. Все это мы стремимся предложить и нашим покупателям.
По прогнозам экспертов, тенденция «европеизации» челябинских магазинов, повышение уровня обслуживания покупателей будет самой актуальной в ближайшей перспективе. Помимо «просто торговли», магазины будут стремиться дарить покупателю положительные эмоции от посещения и совершения покупок.