Комфортно ли предпринимателю в Челябинской области?

Комфортно ли предпринимателю в Челябинской области?

На днях общественная организация предпринимателей «Опора России» опубликовала результаты исследования предпринимательского климата в регионах страны. Челябинская область заняла в нем второе место, уступив лишь Московской. Между тем число обращений коммерсантов Южного Урала к общественникам с жалобами на жизнь не снижается.

Об особенностях регионального инвестиционного климата в контексте российских реалий говорим с советником по вопросам предпринимательства уполномоченного по правам человека области Татьяной Еремеевой.

- Татьяна Викторовна, почему некоторые эксперты считают Южный Урал лояльным к бизнесу регионом, а предприниматели жалуются на административный гнет? О чем говорит это противоречие?

- Оно говорит о том, что, во-первых, критерии, по которым исследователи оценивали качество инвестиционного климата (наличие трудовых ресурсов, заинтересованность местных властей и так далее), важны, но не исчерпывающи. Во-вторых, всегда есть что совершенствовать.

- На что предприниматели жалуются чаще всего?

- На контролирующие организации. Особенно госстройнадзор, структуры администраций муниципалитетов (курирующие, например, процесс перевода помещений из категории жилых в нежилые), налоговые органы. Пожалуй, это три самых проблемных для бизнеса источника контроля. Говорю, опираясь на те данные, которые мы получаем, в том числе в ходе опроса предпринимателей.

- Опросы анонимны?

- В основном, да. Люди боятся, и их можно понять. Случаи мести через административное давление не редкость. Знаю предпринимателя, чья фирма за месяц и десять дней пережила четыре проверки. Явно же неспроста.

- Сложилось мнение: контролеры ведут себя так потому, что провоцируют людей на взятки.

- И такое бывает. Но часто виной всему человеческий фактор (когда текучесть кадров заставляет администрацию нанимать неопытных сотрудников) либо несовершенство регламента. Доходит до абсурда: чтобы открыть автозаправку в Челябинске, необходимо в центральном офисе МЧС утвердить план размещения горючего и тушения пожара. А предварительно - поставить визы в управлениях Челябинска, Перми и Екатеринбурга. Причем из Москвы документы могут вернуться без подписи лишь потому, что не идеально оформлены.

Челябинский предприниматель мучается с этой бедой три года. Примерно столько же времени не утверждается проект ведомственного приказа, который бы упростил процедуру. Почему нельзя часть согласований провести по сети Интернет? Половину бюрократических преград можно снять, усовершенствовав внутри ведомств технологию оборота документов. Так как этого не происходит, невольно подумаешь: чиновники специально издеваются над бизнесменами, чтобы добиться от них вознаграждения.

- Какие сферы малого бизнеса встречают меньше препятствий в административно-правовом поле?

- Проще тем, чья деятельность не требует большого числа лицензий. Другое исключение - дочерние предприятия крупных холдингов, их выручают связи. Но таких фирм немного. Основная часть малого и среднего бизнеса чрезвычайно уязвима. Это касается не только новичков, но и предпринимателей со стажем. Из Троицка человек после 15 лет работы вынужден перевести свою компанию в Екатеринбург только потому, что начались дополнительные налоговые начисления и жесткие проверки всех контрагентов.

Предприниматель не выдержал. Теперь с его точки зрения в Свердловской области инвестиционный климат благоприятнее, чем в городах Южного Урала.

- Если сравнивать территории в пределах нашей области, где, по вашему опыту, проще вести свое дело, а где, наоборот, сложнее работать?

- Трудно утверждать, что один или несколько городов существенно отличаются от остальных территорий. Люди жалуются из Копейска, Нязепетровска, Троицка, Златоуста, других мест. Обычно, к нам, в аппарат уполномоченного по правам человека, обращаются уже на стадии реанимации бизнеса. Хотя собственное дело - как ребенок: нуждается в профилактике недугов и защите. А когда речь идет об экстренных мерах, то для качественного изучения ситуации в конкретной территории собираем круглые столы с представителями государственных, муниципальных ведомств. Следим за тем, чтобы проблема носила, действительно, системный характер, а не была порождением конкурентной среды и конфликта хозяйствующих субъектов. Судя по высказываниям предпринимателей, чем меньше город, тем больше проблем. В малых городах большую роль играет элемент кумовства. И если кто-то кому-то перешел дорогу, для борьбы с оппонентом используются связи в представительствах госструктур, муниципалитете. В итоге проблема вырастает, как снежный ком. Исчезают открытость и доступность ведомств для каждого, формируется класс чиновников для избранных.

- Хотя для небольших городов развитие малого бизнеса - один из шансов выжить.

- Вот именно! Малые, средние предприятия приносят доход в местную казну. Пусть он не такой большой, как от градообразующего завода, но опять же: во время кризиса кто громче всех просил о реструктуризации налоговых платежей? Крупные предприятия. Малые и средние компании находили резервы, демонстрировали стабильность своей работы. Если им еще и помочь, пойти на допускаемые законодательством уступки, люди не свернут свое дело, не уйдут в другие регионы. Кстати, есть данные, что в том же Троицке за последние полгода несколько десятков предпринимателей снялись с налогового учета. Согласитесь, тема для размышлений. Представители контролирующих структур парируют: надо посмотреть, сколько появилось новых фирм. С одной стороны, логично. Но с другой, нельзя сравнивать проработавшее десять лет предприятие с только что открывшимся. Не зря в первые три года контролеры фирму стараются не трогать. Потому что она едва набирает обороты и не может делать серьезные отчисления. А устоявшиеся лидеры могут. Но они уходят. Обратите внимание на деталь: в 90-е годы занятие коммерцией сопровождалось серьезным физическим трудом - вспомните тех же челночников. Люди это выдержали. А теперь, в период стабильности, вынуждены дело бросать. Происходит это потому, что взаимодействие с административными структурами становится чуть ли не главным звеном бизнес-процесса.

- Вы употребили слова «реанимация бизнеса». Из тех дел, которые к вам поступают, что удалось реанимировать?

- Одно из последних - дело копейской предпринимательницы с 20-летним стажем Татьяны Багно. Структуры налоговой инспекции настойчиво предлагали ей изменить договорные отношения для того, чтобы увеличить налогооблагаемую базу. Поддалась, уступила. Хотя увеличение платежа на 100 тысяч рублей для нее очень существенно. Потом с помощью налогового юриста при нашем содействии доказала факт давления. В итоге в Арбитражном суде области дело Т. Багно выиграла в полном объеме, хотя представители налоговых органов до последнего не шли на уступки.

- Перед нами пример острого конфликта по конкретному делу. А есть ли во взаимодействии с налоговыми структурами системные проблемы, решив которые можно облегчить жизнь малому бизнесу?

- Во время кризиса важна возможность рассрочки налоговых платежей. Интересно, что право на реструктуризацию получают в основном крупные предприятия. Но для малого бизнеса это тоже важно! По крайней мере, необходимо знать условия, правила, по которым реструктуризация осуществляется. Пока эти условия непрозрачны. В Налоговом кодексе есть оговорка о том, что можно производить рассрочку платежа, но как это делать, неясно.

- В области недавно принят закон об уполномоченном по правам предпринимателей. В декабре этот институт начнет действовать. Одним ведомством больше. И что?

- Это площадка, которая сосредоточит механизмы защиты предприятий малого и среднего бизнеса. В проекте - наделение нового института широкими правами (предвыборное обещание президента, в контексте которого, думаю, будет действовать и региональная власть).

Главное - прямая связь омбудсмена предпринимателей с государственными структурами. А еще - его доступность для тех, кто в защите нуждается, с гарантией мгновенной реакции. От этого зависит многое. Предполагается, что уполномоченный будет обладать правом вето на ведомственные нормативные акты, тормозящие развитие бизнеса. Принимать в таких случаях оперативные решения необходимо, потому что новые ограничения нередко ставят на грань банкротства целые сегменты экономики. Предприниматель выиграет в том, что, не тратясь на госпошлину и услуги юристов, получит влиятельного посредника в своих спорах с государством. Важно также, чтобы уполномоченный имел право участвовать и в судебных заседаниях. Кстати, в России, в том числе в нашей области, до сих пор нередки случаи, когда люди даже за незначительные экономические преступления получают реальный тюремный срок. Подоплека возбуждения уголовных дел разная - от происков недобросовестных конкурентов до «немилости» со стороны государственных структур. Нередко осужденный, действительно, виноват. Но разве наказание в этой ситуации тюрьмой можно считать нормой?

Mebel-vereya.ru кухни на заказ Верея недорого

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318