Состав бюджета 2013 года показывает, что у Челябинской области нет внятной стратегии развития

Состав бюджета 2013 года показывает, что у Челябинской области нет внятной стратегии развития

На это обращает внимание руководитель научно-образовательного центра при Уральском отделении Академии наук Сергей Гордеев. Он обозначил основные акценты, связанные с экономическими итогами уходящего года и перспективами на будущее.

Бравада пугает инвесторов

По словам эксперта, главной тенденцией в последние недели 2012-го явилась следующая: вопросы формирования и исполнения бюджета теперь тесно увязываются с качеством расходов. Казалось бы, это азбука, основа основ, ключевые правила. Но мы уже привыкли к тому, что отступление от этих правил неизменно становится нормой. Цена этих отступлений выливается в гигантские потери, которые до кризиса компенсировались без особых проблем. Но сейчас источников пополнения все меньше, а проблема эффективности денег актуальности не утратила. Всплеск антикоррупционных скандалов на общероссийском и региональном уровнях - одно из доказательств.

Впрочем, для характеристики текущего момента показательно соотнесение меняющегося в стране тренда с концепцией областного бюджета на ближайшие три года. Следует обратить внимание на ряд ключевых аспектов:

- Во-первых, принятые параметры бюджета отличаются достаточно реалистичными пропорциями, - отмечает Сергей Гордеев. - Пожалуй, это самый реалистичный бюджет за последнее десятилетие.

То есть, в рамках финансового документа власть не врет, и это безусловный плюс. Беспокоит другое:

- По старой традиции финансовая политика у нас рассматривается в отрыве от экономической, - продолжает эксперт. - Хотя ответ на вопрос, хватит ли в казне денег, зависит от развития экономики на перспективу. Перспективы прописаны очень туманно. Имеем набор абстрактных формулировок. Опираясь на них, сложно определить, например, степень влияния на экономику области внешних причин. Когда в прогнозе говорят о значимости для нашей области ситуации в экономике Китае, всегда хочется спросить, какой именно регион Китая имеется в виду и как это рассчитать. Экономика - наука конкретики.

Конкретика же удручающая. По важнейшему показателю для бизнеса – объему прибыли, Челябинская область едва достигла 60-процентного рубежа относительно 2008 года.

- Никакого повсеместного роста, о котором периодически заявляют чиновники, на самом деле не существует, - утверждает С.Гордеев. - Единственная реальная точка роста - зарплаты южноуральцев. Точнее, уместно говорить об увеличении объема денег, выдаваемых в регионе в виде зарплаты. Объем таких денежных выплат увеличился по отношению к 2008 году на 20 процентов, что несколько превышает официальный уровень инфляции.

Однако, есть и обратная сторона медали. Предприятия вынуждены идти на увеличение зарплат, жертвуя прибылью. Такая жертва – потеря результатов для бизнеса, ограничивает возможности вкладывать в развитие производства. Это отзовется негативом через несколько лет. На первый взгляд, парадокс: с одной стороны, стремимся привлечь инвестиции в новые проекты, а с другой - ничего не вкладываем в свои предприятия сами.

Технология привлечения денег со стороны сама по себе интересна.

- У нас почему-то считается, что бравые отчеты способны заинтересовать инвесторов, - говорит Сергей Гордеев. - Хотя, как правило, акции предприятий на бирже скупаются именно тогда, когда они продаются по более низким ценам. Получается, что благостный имидж сегодняшнего, сиюминутного успеха и объем инвестиций - разные и не всегда взаимосвязанные понятия. Зато путаница в официальных отчетах создает настоящую антирекламу. Бизнес боится неопределенности. И когда при так называемом «хорошем росте» мы в реальности имеем столь низкие показатели, у инвестора рождается вопрос: «А что будет при худшем варианте?» Команда нового губернатора пришла в тот момент, когда область находилась в тяжелом кризисе. Процесс выхода из тяжелейшей кризисной стадии преподносился как рост. На самом деле это было лишь восстановление до среднего уровня.

Тандем коррупции и разгильдяйства

- Мы упомянули две характеристики разработанной в регионе бюджетной концепции: относительная честность в финансах и туманность прогнозов в экономике, - продолжает эксперт. - Третий фактор, влияющий на качество исполнения бюджета, - синтез коррупции и бесхозяйственности. Глава счетной палаты России Сергей Степашин недавно привел такую цифру: 14 процентов поставок для муниципальных и государственных нужд проходит по коррупционным схемам. Вряд ли в Челябинской области процент ниже, что подтверждает и расследование в сфере медицины. При этом трудно сказать, от чего потерь больше - коррупции, или обычной бесхозяйственности. Приведу пример. Если оборудование вовремя не установлено за федеральные деньги, потом его придется монтировать и обслуживать за счет региона. Надо же учитывать, что сроки гарантийного ремонта какого-нибудь дорогостоящего аппарата не безграничны. И, если он стоял на складе без действия, а потом, начав работать, сломался, - это влечет дополнительные расходы. Такой аппарат наверняка не единственный. В итоге получаем потребность в миллиардах рублей, которые в бюджет не заложены.

Подобные бюджетные риски проявляются как на региональном, так и муниципальном уровнях, где уровень управленческой и финансовой культуры очень низкий. Челябинск как муниципалитет в этом нехорошем контексте перестал быть исключением. Судя по показателям, он уже не локомотив развития. При этом степень закрытости, замкнутости административных структур очень высокая.

Как сдержать бизнес-модель

- Мы подходим к четвертому важному вопросу: эффективности системы управления областью. Пожалуй, это самый важный пункт, особенно в новых условиях. Старая (до 2010 года) модель управления строилась на системе сдержек и противовесов. Была не поворотлива и малоэффективна, но предполагала некий взаимоконтроль звеньев. Новая система выстроена по бизнес-целевому принципу: люди наделяются полномочиями, которые реализуются для достижения конкретной цели. Как оказалось, в системе регионального госуправления бизнес-модель не всегда себя оправдывает. На уровне города она еще действует, потому что возможен тотальный контроль со стороны первого лица. Но на областном уровне это невозможно в принципе. Автоматически образуются целые сферы, не подверженные регуляции и элементарному контролю. Механизмы обратной связи -конкуренции, которые обязательно присутствуют в бизнесе, в системе госуправления сейчас разрушены. В коммерческой структуре, если товар не покупают, это сразу становится известно топ-менеджерам. В бюджетной сфере сигналы снизу по традиции не замечаются. К тому же, бюджетная сфера непрозрачна и специфична, человек со стороны в ней мало что в ней может быстро понять.

Сказалась и другая проблема: архаичная неэффективность прежней команды не была изжита во многом потому, что в момент смены губернаторов, резкие изменения не приветствовались. При окончательной утрате контроля это лишь усилило административную турбулентность. Когда старые грехи совпали с новыми, получилась гремучая смесь, которую мы наблюдаем.

Должен быть компромиссный вариант между старой политической системой сдержек и противовесов и принципом бизнес-модели. В этих условиях власти необходимо более чутко реагировать на индикаторы состояния общества. По сути, нужна надежная обратная связь. Игнорирование общественного мнения уже достаточно критично. Очевидно, что везде требуются перемены. Но принимают это к сведению далеко не все.

Принцип ведущей кривой

- Пятый важный фактор заключается в том, что, судя по концепции бюджета, мы фактически отложили на годы вопрос правильного стратегического позиционирования области. Стратегия 2020 разрабатывалась в условиях, когда в России было много нефтяных и кредитных денег, что позволяло выравнивать ситуацию по всем регионам. Считалось, что эта тенденция с некоторыми поправками сохранится, придавалось не очень большое значение тому, что в реальности положение Челябинской области экономически не устойчивое.

Сегодня речь идет о выборе приоритетов и ключевых задач. Вопрос, который рано или поздно все равно придется решать. Причем, уже в течение ближайшего года он будет становиться все острее. Главная проблема заключается в том, что стратегия должна быть понятна и обществу, и бизнесу, активизировать их усилия развития. Сейчас же под этим термином понимают некий закрытый почти сакральный документ, суть которого понятна нескольким специалистам министерств и ведомств. У нас до сих пор считается возможным за несколько месяцев разработать стратегию развития Челябинска. Сомневаюсь, что решения, принятые на ее основе, будут оптимальными.

В таких условиях говорить о масштабном и последовательном развитии достаточно сложно. Большинство решений принимаются с расчетом на два-три месяца. В дальнейшем торжествует принцип «куда кривая выведет».

VK31226318