Вскоре в Челябинске ларьков станет меньше
В ближайший год количество коммерческих киосков в Челябинске будет сокращаться в геометрической прогрессии. Сфера торговли продуктами питания достанется магазинам практически целиком. Они в свою очередь будут приобретать европейский вид.
Дайте жалобную кнопку
Еще год назад челябинский потребитель в своем выборе магазинов ориентировался в основном на цены. А уже сегодня покупатель хочет приобрести товар не только по доступной цене, но и получить качественный сервис. Поэтому южноуральские ритейлеры всеми силами повышают уровень обслуживания клиентов. В этом плане сеть магазинов «Пятерочка» сделала, пожалуй, самый оригинальный ход. Она оснащает кассовые узлы своих магазинов специальными «красными кнопками», которые предназначены для покупателей. Застряли в очереди в единственную работающую кассу? Нажмите на кнопку - и в торговый зал придут дополнительные кассиры. Почти Европа? Оказывается, пока еще нет…
Покупателей челябинского рынка продовольственных товаров делят между собой две большие группы торговых точек. К первой относятся стационарные магазины. Ко второй - продуктовые латки, ларьки, палатки, павильоны. При этом «стационары» уже практически целиком задавили «малышей». В общем объеме продаж доля некапитальных объектов теряется на фоне заработков «крупняка»: девять миллиардов рублей против 110. Но еще десять лет назад все было по-другому.
К началу двухтысячных годов в Челябинске появились первые сетевые магазины местных предпринимателей. В 1998 году открылась «Молния». С 2000 года в городе действует сеть супермаркетов «Макфа» (сейчас работает под брендом «Проспект»). С апреля 2002 года стала развиваться мультиформатная сеть «Незабудка» (впоследствии обанкротилась). В 2003 году по франчайзингу стартовала федеральная сеть «Пятерочка». С этого момента конкуренция на рынке стала расти: количество ларьков резко сократилось (где-то до 2 тысяч против примерно 1 тысячи сегодня). Магазины завоевывали своих покупателей стабильным качеством и наличием товаров, возможностью предложить сразу все необходимые челябинцу продукты в одной торговой точке.
К 2005 году список основных операторов челябинского ритейла устоялся. Все помещения, пригодные для открытия торговых точек, были заняты. Количество магазинов каждой из сетей оставалось практически неизменным. Конкуренция перешла в плоскость цен. Несколько сетей попробовали побороться за покупателей, запустив собственное производство готовых блюд.
- Одним из наших конкурентных преимуществ, бесспорно, является собственное производство, - говорит представитель компании «Молния» Анастасия Логиновская. - Ежедневно тысячи южноуральцев отдают предпочтение готовым блюдам и полуфабрикатам, произведенным в нашей сети. Мы многое делаем в этом направлении. Кроме того, мы активно работаем над акциями лояльности: это и бонусная программа (накопление бонусов и возможность в дальнейшем рассчитаться ими за покупку), и акции по сбору фишек для получения значительной скидки на эксклюзивный товар, и другие интересные мероприятия для покупателей.
Примерно в это же время интерес к российским городам-миллионникам, в том числе к Челябинску, стали проявлять такие гиганты международной торговли, как METRO и Auchan (АШАН). Но на протяжении многих лет непосредственно в столице Южного Урала они открыться не могли. И не то чтобы подходящих зданий в городе не строилось… Чиновники самого низшего порядка почему-то советовали им обратить взоры то на Сосновский район области, то на шахтерский городок Копейск… И когда уже стало казаться, что столица Южного Урала так и будет вариться в собственном соку, в ней появились европейские операторы розницы (ритейлеры).
«Я из Германии прибыть»
Первым на Южный Урал прорвался транснациональный гигант METRO. Он все же поддался на уговоры госслужащих и расположился на въезде в Копейск. МЕТRО Кэш энд Керри работает в формате «бизнес для бизнеса». Он ориентируется на потребности профессиональных клиентов, среди которых ключевыми являются представители сегмента Horeca (отели, рестораны, кейтеринг и другие предприятия общественного питания и индустрии гостеприимства), розничные операторы малых и средних форматов (магазины у дома и так далее, приобретающие продукцию для последующей перепродажи), офисы, сервисные компании, различные государственные и коммерческие организации. Все клиенты МЕТRО Кэш энд Керри - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, закупающие товары для использования в своей профессиональной деятельности. После подтверждения статуса юридического лица, они получают карту клиента, по которой осуществляются покупки.
Для своих клиентов МЕТRО Кэш энд Керри предлагает широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров: около 30 тысяч наименований от различных видов охлажденного и замороженного мяса и рыбы (в том числе живой), экзотических видов фруктов и овощей, широкой линейки деликатесов, бакалейной группы товаров до профессионального оборудования для кухни, офисной техники, канцелярии, клининговой продукции и так далее. Компания постоянно развивает ассортимент и адаптирует свое предложение в соответствии с запросами клиентов.
В 2009 году компания МЕТRО Кэш энд Керри запустила программу поддержки малого бизнеса «Школа Торговли», которая ориентирована на представителей малых и средних форматов. В рамках данной программы компания, обладая почти пятидесятилетним опытом, делится своими знаниями с предпринимателями, ведущими торговый бизнес (как с теми, у кого уже работают магазины в формате «у дома», так и с начинающими бизнесменами). В рамках программы бизнесмены могут получить консультации, а также готовые решения по различным аспектам их деятельности (основы эффективного ценообразования, мерчендайзинг, анализ потребительских предпочтений, коммуникация с клиентами). METRO помогает оптимизировать текущий бизнес или организовать новый в соответствии с самыми последними тенденциями в торговле.
Сегодня следующим этапом в реализации стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в области торговли стал запуск франчайзингового проекта МЕTRО Кэш энд Керри. Главное отличие от других предложений - отсутствие выплат паушальных взносов и роялти, при соблюдении ряда обязательств, связанных с ассортиментом магазина.
В конце 2011 года в Челябинск таки смог зайти еще один европейский ритейлер: был открыт гипермаркет «АШАН» площадью 8 100 квадратных метров. В отличие от METRO АШАН разместился непосредственно в городе, на квадратной площадке второго этаже ТРК «Родник». По словам генерального директора «АШАН Россия» Жан-Пьера Жермена, магазин отличают «хорошие цены», простор, обилие света и понятной навигации. «АШАН Челябинск» сделал особый упор на отдел рыбы, товары на вес, товары для детей. Предприятие производит всю представленную в ассортименте выпечку самостоятельно. В магазине можно найти большое количество товаров местных производителей, так как «АШАН» стремится быть как можно ближе к своим покупателям.
- В основе компании «АШАН» лежит три главных принципа. Первый из них - это клиент. Каждый день мы думаем о его потребностях. Это ДНК нашей компании, - рассказывает Жан-Пьер Жермен. - Второй важный принцип - это товар, который мы предлагаем своим клиентам. Третий пункт - широкий дискаунт (лучшие цены). Если мы будем продолжать следовать этим трем принципам, то в России мы будем лидерами своего дела. Надеюсь, на следующие успешные 10 лет.
- На рынок один за другим приходят новые игроки, в том числе европейского и мирового уровней, - говорит Анастасия Логиновская. - Сегодня покупатель имеет неограниченные возможности в выборе. Если раньше основным конкурентным преимуществом считалась цена, то теперь к нему добавились и уровень обслуживания, и предоставление дополнительных сервисов и, несомненно, расширенный товарный ассортимент. Все это мы стремимся предложить и нашим покупателям. Одним из наших конкурентных преимуществ, бесспорно, является собственное производство. Ежедневно тысячи южноуральцев отдают предпочтение готовым блюдам и полуфабрикатам, произведенным в нашей сети.
По прогнозам экспертов, тенденция «европеизации» челябинских магазинов, повышение уровня обслуживания покупателей будут самыми актуальными в ближайшей перспективе. Помимо «просто торговли» магазины будут стремиться дарить покупателю положительные эмоции от посещения и совершения покупок. Масла в огонь подливает запрет на продажу алкоголя в ларьках, который начал действовать с 1 января. Ведь горячительные напитки составляют до 60 процентов оборота подобных торговых точек. Без этих продаж ларьки на фоне магазинов европейского класса станут окончательно нерентабельными и вымрут как таковые.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве