В хозяйствах Челябинской области 67% тракторов всех марок уже готовы выйти в поле
При этом, с 2013 года по правилам ВТО запрещена прямая поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Снег ещё долго будет лежать на полях, а работа по ремонту техники в мастерских и цехах сельхозпредприятий уже кипит. В отдельных предприятиях, например, в ООО «Нижняя Санарка» Троицкого района, уже практически все машины подготовлены к весеннему севу: часть техники сумели привести в порядок ещё осенью, сразу после завершения уборочной страды, а оставшиеся комбайны и трактора отремонтировали собственными силами в течение последующих трёх месяцев.
Начальник отдела по технической политике Минсельхоза Челябинской области Сергей Коновалов отмечает, что активно техника ремонтируется в Брединском, Варненском, Сосновском и Еткульском районах, а в отстающих на сегодня – Агаповский, Аргаяшский, Увельский и Уйский районы. Пока у сельхозтоваропроизводителей есть возможность наверстать упущенное и подготовить машинно-тракторный парк в нужные сроки: почвообрабатывающую и посевную технику – к 15 апреля, кормозаготовительную – к 1 июня и уборочную – до 1 августа.
Как сообщает пресс-служба Минсельхоза области, сегодня в области имеется 11,5 тысячи различных тракторов, в том числе 3,5 тысячи – пахотных. Нагрузка на один пахотный трактор, учитывая объёмы обрабатываемых сельхозугодий, превышает 500 гектаров (на зерноуборочный комбайн – 650 гектаров). Это достаточно много по сравнению с тем, что тридцать лет назад нагрузка на трактор и комбайн распределялась по 200 и 150 гектаров соответственно. Правда, нужно оговориться, что техника тоже изменилась - стала более производительной.
Всего в 2012 году сельхозтоваропроизводители приобрели 167 тракторов, 56 зерноуборочных и 8 кормоуборочных комбайнов, 30 посевных комплексов. Несмотря на ежегодное обновление, высокая потребность в новой технике сохраняется.
Другая проблема – нехватка механизаторов. Поэтому одной из первостепенных задач, которую необходимо решать, считает Сергей Коновалов, является разделение труда: специализация механизаторов и ремонтно-обслуживающего персонала. По мнению специалистов, механизаторы должны сосредоточиться в первую очередь на проведении полевых работ, а обслуживание техники должно быть возложено на специализированных работников инженерной службы хозяйств или дилерских предприятий – поставщиков машин и оборудования. Тогда можно будет избежать простоев, выдержать высокие темпы полевых работ и соблюсти технологию возделывания сельхозкультур.
Сегодня затраты на ремонт, запчасти и поддержание парка машин в работоспособном состоянии в структуре себестоимости продукции составляют 12-15%, поэтому важно приобрести надёжные машины. Сравнение показывает, что «средняя наработка на сложный отказ импортных тракторов в 3-4 раза больше, чем отечественных – Т-150 и даже МТЗ-82». То есть, отечественные машины ломаются чаще и поломки более серьёзные. Но при этом импортная техника приобретается настолько бессистемно, что ремонтировать её даже в период гарантийного срока обслуживания очень часто некому. Выход в создании сервисных станций крупных поставщиков техники непосредственно в районных центрах, чтобы обеспечить доступ к этим услугам всем сельхозтоваропроизводителям.
Большое внимание на совещании было уделено изменению государственной политики в сфере технического и технологического обновления АПК. Эти изменения связаны с началом действия новой программы развития сельского хозяйства на период до 2020 года и с работой в ВТО.
Так, по правилам Всемирной торговой организации запрещена прямая поддержка сельхозтоваропроизводителей, «степень допуска» зависит от степени искажающего влияния на торговлю. Поэтому в прошлое уходят такие субсидии и льготы, как поставка удешевлённого топлива за счёт государства, частичная оплата минеральных удобрений и других ресурсов. Все эти субсидии будут заменены на выплаты, размер которых будет рассчитываться на гектар посевной площади с применением индекса, учитывающего биоклиматический потенциал территории и состояние плодородия почв.
Что касается непосредственно приобретения техники, то субсидии теперь будут получать заводы-изготовители, которых обяжут по денежным квотам поставлять в субъекты федерации технику по сниженной цене. Средняя цена на машины должна быть ниже на 15% по сравнению с прошлогодней. В госпрограмме до 2020 года появилась подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». В соответствии с ней упор будет делаться на стимулирование приобретения сельхозтоваропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования, а также на создание и развитие инфраструктуры биотехнологий в сельском хозяйстве.
В 2013 году Челябинская область рассчитывает получить 15-процентную скидку на общую сумму 55 млн. рублей, что позволит закупить технику на сумму 367 млн. рублей. В госпрограмме появляются новые формы поддержки в молочном животноводстве на килограмм произведённого молока и усиливается поддержка мясного животноводства. Минсельхоз призывает использовать эти ресурсы, в том числе и на модернизацию производства.
В дополнение к индикативным показателям по количеству приобретённой техники появляются такие, как рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве и удельный вес отходов сельхозпроизводства, переработанных методом биотехнологий. Так, инновационные проекты по созданию альтернативных источников энергии, в том числе по производству биотоплива из отходов сельхозпроизводства будут субсидироваться из областного и федерального бюджетов в размере ставки рефинансирования Центробанка.
В целом на модернизацию в течение восьми лет государство намерено направить более 23 млрд. рублей.