Бизнесмены, банкиры и чиновники Южного Урала не могут договориться между собой
Индивидуальные предприниматели из числа малого и среднего бизнеса вынуждено прекращают свою деятельность. Явление уже достигло угрожающих масштабов. Позитивных сдвигов не предвидится.
Кто обязан снизить прибыль?
Документы на закрытие собственного бизнеса только за последние два месяца подали 208 тысяч российских предпринимателей, в Челябинской области - 5800. Получается, что об усилении активности бизнесменов в нашей стране и на Южном Урале говорить не приходится. Это очень нехорошая ситуация.
- Рост малого предпринимательства - важнейший критерий. По международным стандартам количественная составляющая малого бизнеса - индикатор здоровья экономики, - поясняет председатель комитета по промышленной политике Челябинского регионального отделения организации «ОПОРА РОССИИ» Денис Константинов. - Последствия долго еще будут сказываться, в том числе на банковском рынке.
Чем меньше субъектов бизнеса ведет хозяйственную деятельность, тем ниже объем выданных кредитов. Тем меньше расчетных счетов нужно обслуживать. А самое главное - у банков пропорционально сокращаются возможности дать в долг и вернуть вкладчикам их деньги с процентами. Как следствие, ставки по вкладам замедляют рост, а то и вовсе начинают сдавать. Прибыль банковского сектора проседает. Она тянет за собой уровень заработных плат банковских служащих. Они начинают искать на рынке труда более выгодные предложения. В итоге кадровая чехарда вкупе со всеми перечисленными проблемами неминуемо приведет к уходу с рынка небольших и средних банков, у которых нет доступа к «длинным» и дешевым деньгам.
Как это ни парадоксально, но яму на банковском рынке во многом роют сами же банкиры. Условия кредитования, которые были созданы ими и поддерживаются, не позволяют создавать новый бизнес. Эти условия характеризуются челябинскими бизнесменами как заградительные. Если в западных странах услугами кредитных организаций пользуется 100 процентов предприятий и условия по займам развивающие, то на Южном Урале банковские деньги используют только 6 процентов бизнесменов. Только 27 процентов компаний производственной направленности имеют банковские кредиты. При этом львиная доля имеет кредитную линию до одного миллиона рублей. 46 процентов из них и вовсе располагает кредитами, сопоставимыми с потребительскими. Только четыре процента компаний берут кредиты, на которые можно модернизировать производство. В общем объеме экономики это и вовсе один процент с небольшим.
- Сегодня невозможно запустить производственную компанию, имея кредитный капитал, взятый под 14-15 процентов годовых. Это сейчас средняя ставка. Разве только при том условии, что предприятие найдет на рынке лакомую нишу, - говорит председатель Миасского городского отделения организации «ОПОРА РОССИИ» Михаил Попов. - И чем больше срок кредитования, тем сложнее получить кредит. Его сегодня реально оформить максимум на три года.
- Потребность в финансировании у бизнеса есть. Он на низком старте. Но предприниматели рассматривают кредитование в банках скорее как вынужденную меру и обращаются к ней только в самых крайних случаях, - возмущен Денис Константинов. - Во время финансового кризиса в промышленном секторе обороты упали на 30-50 процентов. А у банков доходность осталась на прежнем уровне. Это не совсем правильно. Банкирам нужно понижать свою прибыль вместе со всеми остальными.
Виноватых не найдено
Южноуральские банкиры в корне не согласны с челябинскими предпринимателями. По словам начальника управления продаж малому бизнесу Челябинского отделения ОАО «Сбербанк России» Натальи Беспаловой, если посмотреть в динамике, то проценты по кредитованию бизнеса снижаются. Когда-то они были на уровне 300-350 годовых, а сейчас всего лишь 15... И это объясняется тем, что стоимость привлеченных банкирами денег составляет в среднем не ниже девяти процентов годовых.
- При повышении ставки маржинальная прибыль банка остается в принципе на прежнем уровне. Поэтому говорить, что кредитные учреждения наживаются на ставках, не совсем правильно, - говорит Наталья Беспалова.
- ИП закрываются из-за возросших отчислений государству, а не из-за процентов по кредитам, - поддерживает коллегу заместитель управляющего филиалом ОАО «Уралсиб» Алексей Горбушин. - Банки вынуждены руководствоваться требованиями законодательства, поэтому у них проценты выше, чем могли бы быть.
Кроме того, по общему мнению экспертов, кредитные ставки жестко зависят от ставки рефинансирования, которая влияет на стоимость денег на межбанковском рынке и устанавливается Центральным банком России (ЦБ). Но списать все беды на «глупую монетарную политику Кремля» банкиры не готовы. Ведь ставка рефинансирования привязана к уровню инфляции, то есть ставка зависит от действий ЦБ опосредованно. Выходит, виновных в том, что малый бизнес количественно не растет, среди банкиров нет… Вопросы нужно задавать чиновникам.
Денис Константинов:
- Нужна системность. Я куда ни посмотрю, везде принимаются стратегии и программы. Допустим, существует стратегия развития Уральского федерального округа. Она предусматривает развитие кластеров. Но развитие кластеров невозможно без инфраструктуры, без выставочных конгрессных центров, в которых бы периодически проходили те выставки, которые посвящены банковскому сектору. А иначе один банк 5 сентября выставку проводит, другой - 6-го. И нет эффекта синергии, который бы получился во время совместной финансовой выставки. На нее могли приехать бизнесмены со всей области и наладить деловые связи. Мы единственный город-милионник в России, в котором нет подобной инфраструктуры. Помещения, которые сегодня выдаются за экспоцентры, вызывают чувство стыда.
Как ранее публично отметил губернатор Михаил Юревич, для решения финансовых вопросов регион не нуждается в строительстве специализированного выставочного центра. Со слов других чиновников следует, что государство делает все возможное для поддержки малого и среднего бизнеса. В области и в Челябинске действуют специальные финансовые программы. Создан и успешно работает Фонд содействия кредитования малого предпринимательства.
- Любой предприниматель имеет право воспользоваться любыми формами поддержки в рамках региональной программы. Единственное ограничение в том, что размер субсидий, предоставляемых из бюджета, не может превышать планируемых предпринимателем годовых налоговых отчислений, - комментирует начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства минэкономразвития области Надежда Верстунина.
- Поддержка предоставляется на конкурсной основе. Предпринимателю необходимо подать заявление, в котором указать параметры хозяйственной деятельности. Это все рассматривается членами конкурсной комиссии, и по тем набранным баллам, которые он получает, предпринимателю выдается субсидия, - говорит заместитель начальника управления экономики администрации Челябинска Ирина Галанцева. - Их дают для возмещения затрат по кредитам российских банков с целью капитальных вложений. Это ключевая фраза. Мы готовы компенсировать две третьих от суммы уплаченных процентов, но не более 500 тысяч рублей.
- Механизм поддержки предпринимателей в виде фонда существует с 2009 года. Он создан правительством региона в лице минэкономразвития области и активно развивается, - поясняет директор Фонда содействия кредитования малого предпринимательства Челябинской области Андрей Лазарев. - В начале уставный капитал фонда составлял 366 миллионов рублей, сейчас 478 миллионов. Это позволяет нам увеличивать лимиты и активно работать с кредитными организациями. Можно говорить, что доступ к кредитным ресурсам все-таки облегчается. Количество выдач поручительства растет двукратными темпами в год. И если брать это за основу, то можно констатировать, что малый бизнес сегодня может оформить кредит.
В этом и заключается главный финансовый парадокс России в целом и Южного Урала в частности. С одной стороны, инвестиции доступны, только руку протяни. С другой - практически никто их не берет, массовости нет. Люди предпочитают закрывать бизнес. А виноватых нет...
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве