В экономику Южного Урала инвесторы до сих пор не верят

В экономику Южного Урала инвесторы до сих пор не верят

Это показывает статистика, на которую опираются авторы доклада, анализирующие перспективы инвестиционного развития региона.

Где иностранцы?

Доклад, подготовленный рабочей группой Комитета гражданских инициатив (КГИ), - реакция на стратегию инвестиций до 2020 года, разработанную областным правительством. Основной пафос докладчиков-экспертов - в скептическом отношении к оптимизму чиновников.

Последние, например, уверены, что объем иностранных инвестиций увеличится с 3,8 миллиона долларов в 2011 году до 5,6 миллиона в 2020-м. Рост отечественных вложений в экономику ожидается со 174 до 546 миллиардов рублей.

С бытовой точки зрения инвестиции - вклад в развитие. Их качество очень упрощенно можно оценить по ряду параметров. Один из них - объем: чем больше денег вкладывается, тем лучше. Во-первых, больше возможностей, во-вторых, это показатель доверия, а оно, в свою очередь, опять же работает на расширение перспектив.

Второй критерий - приоритеты инвесторов: вклад в долгосрочные проекты говорит о стабильном развитии в будущем. А если речь о принципиально новом производстве, то это еще и рецепт от металлургической зависимости нашего регионального хозяйства.

Ориентиры понятны. Что же в реальности? Объем иностранных инвестиций в 2011 году (по нему подведены окончательные итоги) составлял лишь 83 с небольшим процента от уровня 2008 года. И это, по словам одного из авторов доклада КГИ Сергея Гордеева, устойчивый тренд. В целом же портфель вложений к третьему кварталу 2012 года едва достиг 97 процентов от докризисного уровня. Причем в последние два года рост существенно замедлился.

Еще более показательно соотношение денег, ввозимых из-за рубежа в наш регион и утекающих из него в другие страны. В 2011 году в экономику Южного Урала было вложено 3,8 миллиарда долларов, а вывезено за рубеж 4,8 миллиарда. То есть инвестиционные потери вылились в миллиард долларов. Для сравнения: самый успешный инвестпроект с участием иностранного капитала - вложение в энергетику компании «Фортум» - оценивается в один 1 миллиард 880 миллионов долларов. Иными словами, из области только за рубеж каждый год безвозвратно вывозится сумма, способная полностью обновить крупное предприятие.

Следовательно, иностранцы доверяют южноуральскому хозяйству в гораздо меньшей степени, чем выказывают недоверие. И это, кстати, касается не только зарубежных партнеров.

- Доля прибыли в объеме инвестиций сократилась с 36 процентов в 2008 году до 22 процентов в 2011-м, - обращает внимание Сергей Гордеев. - Доля привлеченных средств за счет кредитов и источников бюджета немного возрастает. Это происходит, когда одна часть бизнес-сообщества не видит перспектив масштабного развития региона, а другая, ожидая высокую прибыль, идет на дополнительные кредитные риски.

Необходимость идти на риск, в свою очередь, влечет стремление к быстрой отдаче от вложенных средств. Соответственно долгосрочных вложений и стабильного развития ожидать сложно. Тем более прибыль от действующих производств также вывозится за пределы области.

Курс на монополию

«Появления новых точек масштабного роста инвестиций в отраслевой инфраструктуре незаметно», - говорится в докладе КГИ. Значит, курс на металлургическую монополию (с вытекающими из этого рисками) по-прежнему актуален. В контексте происходящего на рынке металлов все это выглядит очень тревожно.

На Всероссийской конференции трубопрокатчиков, прошедшей в феврале в Челябинске, представитель «Евраз-Холдинга» Дмитрий Барашков обратил внимание на то, что в 2013 году предложение на рынке металла превысит спрос на него. Именно в этот год будут введены в строй отложенные в период кризиса мощности. При этом кризисные явления в экономике, определяющие спрос на продукцию, до конца не исчерпаны.

Впрочем, превышение предложения над спросом ожидается не столь трагичным, как в 2009 году. Но для нашего бюджета и это может быть ощутимым. Прошлогодний отток налога на прибыль из областной казны спровоцировал власти на весьма экзотические способы экономии: отсрочку выплат к Дню пожилого человека и отмену электропоездов. Нет никаких гарантий, что подобного не произойдет впредь. Более того, реальная практика инвестиций фактически обещает нам подобные встряски в будущем.

Но и это не самое печальное. Цифру вложений в металлургию с кардинальным обновлением производства обеспечивают наиболее успешные гиганты. Остальные пытаются поддержать в приемлемом состоянии то, что есть. По словам Сергея Гордеева, даже для простого воспроизводства основных фондов необходим инвестиционный рост в пять-семь процентов ежегодно. А это в сложившихся условиях нереально. Следовательно, в регионе будет усиливаться монополия даже не отрасли как таковой, а наиболее сильных ее представителей. Такая экономическая конструкция явно не устойчива.

- До 2020 года ежегодный рост объемов инвестиций в основной капитал находится на уровне четырех-шести процентов, - говорит С. Гордеев. - Такой рост в условиях реальной инфляции в лучшем случае может слегка замедлить старение существующих основных фондов. Формирование же «новой экономики» и, следовательно, преобразования в регионе при воплощении данной стратегии в жизнь невозможны.

Не просматривается стимулов и для открытия на Южном Урале предприятий, производящих конечную продукцию. А ведь именно она имеет большую цену, а значит, обеспечивает весомые поступления в бюджет. Достижения в производстве мяса птицы и макарон, конечно, радуют, но рассматривать их в качестве локомотива развития, по мнению экспертов, слишком оптимистично.

Конец экономики лозунгов

Таким образом, в лучшем инвестиционном будущем правительственные чиновники экспертов не убедили. Однако удивительно то, что застой в производстве идей развития характерен не только для политических кругов, но и для представителей крупных бизнес-корпораций. Все чаще можно услышать слова о государстве как чуть ли не главном потенциальном инвесторе. Правда, нередко звучат вполне разумные слова о важности развития инфраструктуры. Это, как ожидается, может стимулировать рост объемов строительства и спрос на металл, что нам только на руку. Все бы ничего, если бы не дефицит денег, актуальный для всей страны.

- На уровне президента обсуждается идея использования в инвестиционном процессе государственных фондов, - отмечает Сергей Гордеев. - Мера достаточно неординарная. Кстати, и в регионах тема инвестиций возникла не просто так. Здесь уловили сигналы из центра, начали позиционировать Челябинскую область чуть ли не в качестве инвестиционного оазиса, хотя она таковым не является. В целом мы наблюдаем закат экономики лозунгов. Сейчас необходимо искать деньги и собирать резервы роста.

С поиском резервов, судя по всему, проблемы. Эксперты Комитета гражданских инициатив называют целый перечень слабых сторон основополагающего, казалось бы, документа. Одна из них заключается в том, что акцент сделан не на переосмыслении взаимодействия государства и бизнеса (называемого в политических кругах институциональными преобразованиями), а на величину цифр. На практике по-прежнему торжествует подход: один крупный инвестор лучше множества мелких и средних. С мелкими много «возни», подразумевающей устойчивость и прозрачность правил. При этом, на первый взгляд, именно инвестиции крупных компаний обеспечивают видимый результат. Тем не менее, такой подход не способствует ни прозрачности экономики, ни репутации области, ни стабильности. Вот и приходится подогревать интерес иностранцев к нашему региону чем Бог послал. Например, метеоритом.

Mebel-drezna.ru кухни в Дрезне .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318